Информация

Телеканалы

Cюжеты "Союз"

Вконтакте

Поиск

Календарь

   

   

Православные сайты

Календарь

«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Новости Патриархии


10:26
Архиерейское служение на Светлой седмице 2017

Вся седмица, называемая Светлой (то есть неделя после Пасхи), есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.
Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу вечером.
Во Святую Пасху, как и в Светлую седмицу, нет места для рыданий о своих грехах и немощах. Все покаянные молитвословия из богослужения исключены, панихиды на Светлой седмице служить не полагается, а отпевание совершается по особому чину и большей частью состоит из радостных пасхальных песнопений.
В эти сияющие дни архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим совершал богослужения в храмах Сыктывкарского Центрального, Эжвинского и Корткеросского церковных округов в сослужении духовенства.

***

В понедельник Светлой седмицы Свято-Казанский храм местечка Кочпон города Сыктывкар, встречал  Владыку плакатом «Христос ловзис!» («Христос воскресе!» по-коми). Размышляя об этом приветствии в проповеди, архиепископ Питирим сказал: «Благовествуя воплощение Господа, ангел говорил Марии: «Радуйся, Благодатная!». Возвещая пастырям о рождении Христа Спасителя, тоже говорит: «се благовествую вам радость велию». А возвещая женам о Воскресении Господа, ангел говорит только: «Его нет здесь, Он Воскрес!». Вестник не прибавляет «радуйтесь», ибо радость сама собою заполнит сердца учеников, когда они удостоверятся, что воистину Воскрес Господь. Радость была у всех неистощима! В эти святые дни все наши храмы облечены в нарядные покровы, все прихожане подхвачены общим потоком радости. Главное для всех нас — сохранить истину Воскресения, чтобы в себе самом носить этот дух радости, как ключ светлой воды, бьющий из недр земли. Радость наша должна идти изнутри, несмотря ни на какие внешние проблемы, биться в глубине сердца живоносным источником, потому что Христос воскрес! Христос ловзис!».

***

Во вторник Светлой седмицы празднуется день Иверской иконы Божией Матери. Это один из самых почитаемых образов Богородицы, пришедший к нам со Святой горы Афон, известен с XI века. Божественную литургию в этот день Владыка Питирим служил в храме, посвященном другой, не менее известной у нас иконе, — Смоленской (местечко Давпон, город Сыктывкар). После службы архипастырь обратился к прихожанам: «Во вторник Светлой седмицы Православная Церковь празднует день Иверской иконы Божией Матери. Этот праздник установлен в честь обретения чудотворного образа на горе Афон в XI веке. В Иверском монастыре на Афоне икона волею изображенной на ней Царицы Небесной сама нашла себе место – над монастырскими вратами, оттого название иконы – Портаитисса, или Вратарница. Чудотворный образ является одним из самых распространенных и почитаемых в православном мире, хотя христиане и других конфессий приходят поклониться этой удивительной святыне.

Иверская икона Божией Матери – прямое свидетельство того, что Она действительно взяла в усыновление, под свое святое заступничество весь род людской. Пришедшая чудесным путем на Афон, она стала щитом для всех, кто молится денно и нощно на Святой горе за весь людской род.
Иверская икона Божией Матери помогает в первую очередь раскаявшимся грешникам найти в себе силы и путь к покаянию, о них же молятся перед ней их близкие. Как и перед каждой чудотворной иконой, перед нею молятся об исцелении от недугов душевных и телесных. Но прежде всего Богоматерь, явив человечеству свой Иверский образ, через него является Заступницей и Хранительницей тех мест на Земле, где почитают эту икону. Пресвятая Богородице, спаси нас!».

После службы Владыка посетил Детскую республиканскую больницу, где поздравил ее маленьких пациентов со Светлой Пасхой.

***

Среда Светлой седмицы – еще и день памяти святителя Мефодия, архиепископа Моравского, того самого, кто вместе с равноапостольным Кириллом создал славянскую азбуку и был просветителем славян. Именно служение святых братьев и стало темой проповеди Владыки Питирима в этот день в Свято-Вознесенском храме местечка Кируль города Сыктывкар: «Мы сегодня вспоминаем имя святого равноапостольного Мефодия, великого просветителя, старшего брата равноапостольного Кирилла. Они несли нашему народу культуру, язык, нравственные и духовные ценности Православия. Их просветительство было направлено на то, чтобы люди становились святыми, чтобы достигалась главная цель бытия — соединение человека с Богом, освящение всей жизни, а значит, исключение из жизни всего того, что несут в себе грех и неправда».

***

Чтобы это произошло, человек должен переродиться духовно, в корне изменить свою жизнь. Об этом говорили Христос и Никодим в отрывке Евангелия от Иоанна, которое читается в четверг Светлой седмицы на Божественной литургии. Рассказ апостола об этой ночной беседе звучал и на подворье Кылтовского монастыря в Сыктывкаре, где в этот день служил архиепископ Питирим. В своем слове к прихожанам он рассказал о смысле этого фрагмента Евангелия: «Перед нами – долгая беседа с Никодимом, фарисеем. Главное в разговоре Христа с Никодимом – необходимость нового духовного рождения для человека. Недостаточно изумляться чудесам Христовым – надо снова родиться. Никодим ждет скорого прихода Царства Небесного. Но Христос говорит, что мы не будем годны для него, если духовно не изменимся, то есть не родимся заново. Рождение – начало жизни. У нас должно быть новое естество, новые принципы, новые цели. Мы должны родиться снова и свыше. Это новое рождение дается с небес, оно предназначено для Божественной и небесной жизни.

Кто не родится свыше – не сможет увидеть Царства Божия, не сможет понять, о каком Царстве идет речь, не примет никогда его утешения. Это возрождение необходимо и для земной жизни, а уж тем более для вечной, потому что невозможно вкусить блаженство, быть подлинно счастливым, не будучи святым».

***

В пятницу Светлой седмицы совершается Праздник иконы Богородицы «Живоносный Источник» в воспоминание обновления одноименного храма, который был разрушен турками после завоевания Константинополя и был отстроен заново лишь в XIX веке. Этот источник был указан будущему византийскому императору Льву Маркеллу Самой Божией Матерью. По уставу в этот день совершается освящение воды с пасхальным крестным ходом.

Праздник в честь Божией Матери с особым чувством совершался в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Эжве, где Божественную литургию совершал архиепископ Питирим. В своей проповеди он рассказал о значении этого дня: «Если мы посмотрим на икону сегодняшнего праздника, то поймем, что собственно Живоносным Источником является Господь Иисус Христос. И мы знаем, что этой живоносной водой, этим источником являются слова Божии, запечатленные в проповеди Христа Спасителя на страницах Евангелия. Слово Божие несет в себе огромную силу. Слово Божие само в себе несет великую благодать, слово Божие — живая вода, которая истекает от Самого Бога. Эти слова, западая в душу, никого не оставляют равнодушным.

Сегодня прославляются и Мать, и Сын, прославляется дивный образ Живоносного Источника, прославляется сила слова Божия, а одновременно и сила благодати, которая присутствует в этом слове и присутствует в Церкви через Крест и Воскресение Спасителя. И сегодня наша молитва о том, чтобы все открыли свои сердца навстречу этому слову и, воплощая его в жизнь, могли осознать, сколь велика сила Божия, содержащаяся в этом слове. И провозглашая великую весть о Воскресении Спасителя, мы одновременно утверждаем силу слова и силу благодати Божией, которыми и спасается мир».

Вечером того же дня в кафедральном Свято-Стефановском соборе состоялось награждение клириков епархии иерархическими наградами. Так, секретарь епархии, настоятель Свято-Казанского храма города Сыктывкара архимандрит Филипп (Филиппов) был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.

Права ношения креста с украшениями удостоены протоиерей Вадим Голубев, настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в земле Коми просиявших (г. Ухта), протоиерей Пафнутий Жуков, клирик храма Рождества Христова (г. Сыктывкар), протоиерей Александр Минин, настоятель храма Святого Духа (г. Сыктывкар), протоиерей Аркадий Паршуков, настоятель храма Преображения Господня (с. Летка).

Права ношения палицы удостоены протоиерей Александр Никитенко, настоятель храма Рождества Христова (г. Сыктывкар), протоиерей Василий Паршуков, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (п. Югыд-Яг), протоиерей Владимир Пономарев, настоятель храма апостола Иоанна Богослова (с. Корткерос), протоиерей Стахий Размыслов, клирик Свято-Вознесенского храма (г. Сыктывкар), протоиерей Сергий Сверчков, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (с. Ношуль), протоиерей Иоанн Сергеев, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского (п. Нижний Одес), протоиерей Андрей Славинский, клирик Свято-Стефановского Кафедрального собора (г. Сыктывкар), иеромонах Сергий (Суздалев), настоятель храма священномученика Валентина (г. Сосногорск), протоиерей Сергий Токмаков, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы (г. Сосногорск), протоиерей Георгий Федорив, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы (с. Палевицы), протоиерей Иаков Язев, настоятель храма Архангела Михаила (г. Ухта).

***

В субботу Светлой седмицы состоялось радостное событие – освящение храма святой блаженной Ксении Петербургской в селе Визябож Корткеросского района. Владыка Питирим обратился к прихожанам нового храма со словами приветствия: «Сегодня мы пережили  событие, которое совершается хотя и на земле, но своими корнями уходит в иную реальность. Сегодня мы совершили освящение еще одного храма. Храм Божий является местом, которое принадлежит сразу двум мирам: миру земному, которому принадлежим и мы с вами, в котором мы живем, трудимся, совершаем свой жизненный путь; и горнему, небесному миру, которому принадлежат святые угодники Божии, ангелы, к тому миру, где пребывает Господь. Есть на земле такие точки соприкосновения этих двух миров. И таким местом соприкосновения, где земля и небо сходятся воедино, является храм Божий.

Сегодня мы совершили освящение этого храма и молились Господу, чтобы Он особенно внимал молитвам тех людей, которые будут возносить ее на этом освященном месте. «Да будут уши твои отверзты к мольбам, зде возносимым день и ночь» — читали мы в молитве сегодняшней.

Господь принимает молитву от человека, в каком бы месте она ни была произнесена.  Мы молимся и дома, и на пути, при других обстоятельствах нашей жизни, и, вне сомнения, Господь и там слышит наши молитвы и принимает. Но особенно близка бывает к Богу молитва, которую возносим мы в храме Божием. Сегодня в чине освящения Храма мы совершили еще одно важное священнодействие – под престол Храма, согласно древней традиции, были положены частицы мощей святых мучеников. Это древняя, восходящая к апостольской эпохе, традиция, что в каждом храме Божественная литургия совершается на мощах тех, кто отдал жизнь свою за Христа.

Этот храм посвящен великой угоднице Божией – блаженной Ксении Петербургской, которая теперь будет заступницей и молитвенницей за всех прихожан этого храма. Я призываю всех вас, дорогие братья и сестры, полюбить это место. Ходить сюда для того, чтобы этот храм стал своего рода мостиком, той лестницей, которая приведет нас к Богу, к нашему небесному Отцу. Аминь».

***

Завершилась Светлая седмица Фоминым воскресением, в которое архиепископ Питирим служил в храме Покрова Пресвятой Богородицы микрорайона Орбита города Сыктывкар. Поздравив всех присутствующих со Светлым Христовым Воскресением, Владыка произнес проповедь, посвященную воскресному дню.  «Сегодняшний воскресный день называется Антипасха, а по-другому Фомино воскресенье. Что же это за название — Антипасха? Оно обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Мы вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.  Откуда же пошло второе название — Фомино воскресенье?

В этот день Церковь чтит память апостола Фомы. Святое Евангелие рассказывает нам о встрече с Фомой воскресшего Господа, потому что эта встреча очень о многом говорит.

Евангелисты оставили нам немного сведений о жизни Господа, но их оказывается достаточно для того, чтобы образ Иисуса Христа запечатлелся в нашем сердце вместе с образами тех людей, которые были рядом с Ним, людей со всеми их человеческими недостатками, слабостями. Мы можем видеть, что общение с Господом Иисусом Христом и благодатная сила духа сделала с этими людьми, как она преобразила их своей лучезарной славой.

Вот апостол Фома. Случилось так, что апостолы собрались все вместе за закрытыми дверями, потому что опасались иудеев, а апостола Фомы с ними не было. Евангелист Иоанн рассказывает, что Господь прошел сквозь закрытые двери Своим преображенным телом и встал среди учеников и сказал им: «Мир вам!». Апостолы были испуганы, они не понимали, как это возможно. Они думали, что это дух, призрак. Но Господь уверил их в Своем пришествии, Он взял пищу и ел перед ними.

Когда апостол Фома пришел к апостолам, то они с восторгом, радостью рассказывали ему, что видели воскресшего Христа. И Фома воскликнул: «Пока не прикоснусь к Его ранам, не поверю, что Он воскрес».

Прошла неделя и снова апостолы собрались вечером в воскресный день, и Фома был с ними. Как и в первый раз, Господь вошел сквозь затворенные двери и, обращаясь прямо к Фоме, сказал: «Подойди и ощупай Мои язвы, подойди и коснись своей рукой Моего прободенного ребра». Фоме уже не потребовалось осязание. Он воскликнул: «Господь мой и Бог мой». Господь ему сказал: «Ты поверил, потому что увидел».

Именно так возникает у многих людей отношение к событиям. Они говорят: «Пока не увижу, пока не пощупаю, не поверю». Люди думают, что этот чувственный опыт, который мы можем совершить благодаря зрению, слуху, обонянию, осязанию дает нам полноценное знание. Но это не так. Ведь главное в человеческой жизни невозможно увидеть или пощупать. Как много может человек: удивляться, восхищаться, радоваться, верить, надеяться, любить. Но как измерить радость? Или прикоснуться рукой к вере?  Именно поэтому Господь говорит: «Ты поверил, потому что увидел. Блаженны не видевшие и веровавшие», то есть Господь утверждает совсем другой способ познания мира — духовный.

О ком же он говорит: «Блаженны не видевшие и веровавшие»? Апостолы видели Христа. А кто же это не видевшие и верующие? Это мы с вами. Мы не видели своими чувственными глазами Христа, но мы веруем, потому что наше сердце отзывается и на Его слова и на весь Его образ.  Мы веруем, потому что Христос является нам не чувственным, а духовным образом. И наши духовные очи тогда отверзаются и начинают видеть то, что недоступно телесным глазам.

Но для того, чтобы видеть сердечными очами, самому человеку необходимо измениться. Апостолы были преображены силой Святого Духа. Потому им и верили во всем мире, что видели на их лицах нетленный свет вечности. Они говорили, и слова их были убедительны, потому что они готовы были умирать за свои слова, за свое свидетельство. Точно так же за свое свидетельство умирали мученики, точно так же уходили в пустыню преподобные, свидетельствуя о том, что жизнь с Богом – это реальная возможность.

Вот о чем они свидетельствовали – о возможности встречи с Богом, о возможности пришествия Царства Божьего к нам сюда, на землю, для того, чтобы мы пребывали в этом Царстве. Мы верим их свидетельству, потому что понимаем, что их свидетельство истинно, подлинно. И те, кто принимает их свидетельство, становятся детьми Божьими и наследниками вечной жизни, которые вослед апостолу Фоме в радости могут воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!».».

Царские врата закрылись. Со следующей недели снова начинаются постные дни и покаянные молитвы… Но будем же помнить, что Пасха длится до Вознесения. А в наших сердцах она вечна. Никто не может отнять у нас сияющей радости Воскресения Христова, если мы сами не уничтожим ее в себе. «Христос воскресе! Воистину воскресе!» — пусть эти святые слова живут в вашей душе всегда. Ибо только в них смысл нашей жизни.

После службы архиепископ Питирим посетил Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов, где поздравил его жителей с праздником Светлой Пасхи, после чего в интернате состоялся праздничный концерт с участием коллективов города Сыктывкар.

Елена ОРЕХОВА
Источник: сайт Сыктывкарского Центрального церковного округа

 

Просмотров: 2209 | Добавил: fakultet | Рейтинг: 5.0/2