В нынешнем году исполняется 100-летний юбилей одного из эпохальных событий XX в. – Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Знакомство с его историческим контекстом и основными решениями полезно каждому христианину, неравнодушному к судьбе своей веры и своей Родины. Особенно ценен для нас сейчас тот опыт обретения внутреннего единства православного народа в период внутренних и внешних потрясений.
Напомним, что в силу реформ Петра I на протяжении XVIII-XIX вв. в Русской Церкви вопреки каноническим правилам не проводилось каких-либо значимых соборов и не было единого предстоятеля. Она управлялась небольшим собранием (Синодом) епископов, ставшим как бы одним из ведомств государственной власти. Во многом из-за этого к началу XX в. Церковь при несомненных успехах в области академического образования, богословия и искусства, богатом опыте подвижничества, миссионерства и духовничества оказалась скованной в своём развитии, во многом утратила признание среди молодёжи и интеллигенции, была неготова к диалогу с резко меняющейся государственной властью. Решить эти задачи и должен был Поместный собор.
Общественная дискуссия и выступления в печати о его необходимости начались уже в середине XIX столетия. Практическое обсуждение и подготовка шли с 1905 г. Но в силу многих причин лишь в революционной обстановке 1917 г. решение о созыве Собора было воплощено в жизнь.
Собор был открыт 15 (28) августа 1917 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы и продолжал свою деятельность с несколькими перерывами до 7 (20) сентября 1918 г. Всего в нём участвовало около 600 членов, представляющих практически все слои общества того времени, примерно половина из этого числа были миряне.
Было образовано 22 отдела, важнейшие из которых – уставный, высшего церковного управления, епархиального управления, церковного суда, благоустроения прихода, правового положения Церкви в государстве.
Главным деянием Собора стало восстановление патриаршества после более чем 200-летнего его отсутствия. Необходимо было исполнить 34-е Апостольское правило, которое гласит: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух».
Путём голосования, а затем жеребьёвки Патриархом Всероссийским был избран Тихон (Беллавин), интронизация которого состоялась 21 ноября (4 декабря) 1917 г. на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Как показало время, именно святитель Тихон оказался действительно достоин нести это служение в годы нарастающего безбожия. Во многом благодаря его огромному нравственному авторитету именно каноническая – "патриаршая" или "тихоновская" – Церковь неизменно сохраняла поддержку основной массы верующих, несмотря на попытки обновленческого раскола.
Восстановление патриаршества было не конъюнктурным решением: следуя принятой практике, на протяжении всего минувшего столетия предстоятелями Русской Церкви являлись Патриархи, избираемые именно Поместными Соборами с участием рядовых клириков и мирян (за исключением периодов местоблюстительства, т.е. временного замещения Патриаршего престола). И сам принцип соборного управления с 1917 г. вновь стал нормой церковной жизни в России согласно священным канонам: 5-му правилу I-го и 19-му правилу IV-го Вселенских Соборов.
Соборное единство помогло Церкви перестроиться для деятельности в новых общественных условиях. Ранее опекаемая государственной властью и имевшая различные привилегии, Церковь теперь должна была не просто стать независимой, но и принять на себя главный удар богоборческих репрессий. Для этого были внесены важные изменения в структуру церковного управления, а Патриарх Тихон и его последователи учились проявлять как исповедническую твёрдость в одних вопросах, так и умение искать компромиссы в других.
На Соборе была составлена Декларация о церковно-государственных отношениях, в которой требование новой власти о полном отделении Церкви от государства сравнивается с пожеланием, «чтобы солнце не светило, а огонь не согревал». В документе сказано: «Церковь, по внутреннему закону своего бытия, не может отказаться от призвания просветлять, преображать всю жизнь человечества, пронизывать ее своими лучами... Православная Церковь неизменно стоит на том, что всякая власть должна быть христианским служением».
Участниками Поместного Собора были приняты и многие другие решения, имевшие принципиальное значение для православной жизни в те годы и во многом не утратившие актуальности и сегодня.
Так, Собор проявил здоровый консерватизм в вопросах о достоинстве священного сана, подтвердив недопустимость второбрачия священнослужителей и невозможность восстановления в сане лиц, лишенных такового справедливыми приговорами духовных судов. Неукоснительное соблюдение этих определений православным духовенством в 1920–30-е годы уберегло его от дискредитации, которой подверглись обновленцы, попиравшие святые каноны.
Далее, важным для сохранения апостольской преемственности в условиях ссылок и расстрелов духовенства стало принятое на Соборе решение об увеличении числа и расширении полномочий викарных епископов. Большую роль сыграли и поныне значимы постановления об активизации церковной деятельности мирян, оживлению приходской и проповеднической работы. Было закреплено, что в основе приходской жизни должен лежать принцип служения: «Под руководством преемственно богопоставленных пастырей все прихожане, составляя единую духовную семью во Христе, принимают живое участие во всей жизни прихода, кто как может своими силами и дарованием».
Для сохранения православной веры оказались очень своевременными организация многочисленных братств со всесторонним привлечением мирян, введение в монастырскую жизнь выборного начала и расширение возможностей подготовки молодых священнослужителей в условиях разрушения системы духовного образования. Решения Собора имели существенное значение при определении позиций Церкви относительно старообрядчества и участия в экуменической деятельности. Было восстановлено празднование Дня всех святых, в земле Русской просиявших, и положено начало почитанию новомучеников и исповедников Российских. Происходящее ныне в стране разукрупнение епархий также является воплощением в жизнь соборных решений 1917-1918 гг.
Особое значение в годы советской власти имели решения Собора об увеличении роли женщин в приходской жизни. Женщины составляли подавляющее большинство в составе приходских советов в 1930-е гг. Не считаясь со смертельной опасностью, они повсеместно оказывали сопротивление закрытию храмов, демонстрировали удивительное бесстрашие и стойкость в самоотверженном служении Церкви. Женщины ехали в ссылки, чтобы сопровождать и спасать от смерти своих пастырей, давали приют гонимым и обеспечивали им подпольную жизнь и церковную службу. Появилось много тайных подвижниц, живших по монашескому уставу, возникли сотни так называемых "монастырей в миру". Все это позволило Церкви выстоять и начать своё возрождение спустя 70 лет после Собора, в дни празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 г.
Собор подчеркнул святость и принципиальную нерасторжимость христианского брака: «Супружеский союз мужа и жены, освященный и украшенный в Таинстве брака благодатною силою, должен быть у всех православных христиан-супругов нерушимым. Все они, приемля с покорностью воле Божией свой жребий жизни, должны до конца дней совместно нести и радости, и тяготы супружества, стремясь осуществить слова Спасителя и Господа: "еже Бог сочета, человек да не разлучает" (Мф. 19, 6)». Предсоборным советом отмечалось, что «идеальный супружеский союз, благодатно возвышаемый христианством в подобие Христа с Церковью, возможен лишь при полном религиозном единении супругов; поэтому, в виде общей нормы, православным христианам надлежит вступать в браки с лицами православного же исповедания».
Итак, значимость Собора 1917-1918 гг. состоит в том, что после более чем двухвекового «молчания» Православная Российская Церковь как крупнейшая Поместная Церковь смогла вновь обрести и возвысить свой соборный голос, свободно сформулировав принципы своего бытия. Революция и гражданская война способствовали бурному всплеску деятельности и сплочению православных христиан всех возрастов и сословий. Работая больше года, Собор не исчерпал своей программы. Хотя многие его решения оказались неосуществимыми в то время, однако выдвинутые идеи продолжали жить в сознании верующих, определяя направление их деятельности. Как пишет профессор протоиерей Владислав Цыпин, «в небывалых исторических условиях на основе строгой верности догматическому и нравственному учению Спасителя Собор стоял на почве канонической правды. Политические структуры Российской империи рухнули, а Церковь Христова, руководимая благодатью Святого Духа, сохранила в эту переломную эпоху свой Богозданный строй. На Соборе, ставшем актом её самоопределения, Церковь сумела очиститься от всего наносного, исправить деформации синодальной эпохи и тем обнаружила свою неотмирную природу».
К столетнему юбилею Поместного Собора 1917-1918 гг. Новоспасским монастырём осуществляется проект по полному научному изданию трудов Собора общим объёмом 34 тома. К настоящему времени издано пять томов. В июле 2016 г. проведена их презентация в Сыктывкарской епархии. Эти книги приобретены для библиотеки Свято-Стефановского кафедрального собора, Национальной библиотеки Республики Коми и крупнейших приходов в городах и районах республики.
Знакомство с этими материалами – не просто дань прошлому, а поучение на будущее. Ведь не только к участникам Собора, но как будто сквозь столетие и ко всем нам обращены напутственные слова священномученика Владимира (Богоявленского): «Здесь, на Соборе представлено духовное благочестие, христианская добродетель и высокая учёность. Но есть нечто, возбуждающее опасения. Это – недостаток в нас единомыслия... Поэтому я напомню апостольский призыв к единомыслию. Слова апостола «будьте единомысленны между собою» (Рим. 12, 16) имеют великое значение и относятся ко всем народам, ко всем временам. В настоящее время разномыслие сказывается у нас особенно сильно, оно расшатывает устои семейной жизни, школы, под его влиянием многие отошли от Церкви... Православная Церковь молится о единении и призывает едиными устами и единым сердцем исповедать Господа. Наша Православная Церковь устроена "на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу". Это скала, о которую разобьются всякие волны».
Дай Бог, чтобы это высказывание и многие благие деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. жили и в наших мыслях и помогали нам исполнять слова Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21).
Иерей Максим Стыров,
Дионисий Оксузьян,
методист Центра воспитания
и духовного образования ГОУ ДПО «КРИРО» |