Меню сайта
Информация
Cюжеты "Союз"
Вконтакте
Поиск
Полезные ссылки
Календарь
Block title
_
16:53 СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ: УСПЕХИ И ВЫЗОВЫ | |
Максим Михайлович Стыров,
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ: УСПЕХИ И ВЫЗОВЫ В настоящей статье рассматривается состояние семейных отношений в России. Семья как главный институт формирования личности оказывает определяющее воздействие на все элементы «душевного здоровья» социума: личное мировоззрение, уровень правопорядка, устойчивость социально-политической системы и т.д. Следовательно, благополучие семьи должно быть важнейшей целью и показателем успешности развития любого общества. По православному вероучению, семья – это не некий изменяющийся продукт социально-экономического развития, а Божий замысел о характере бытия человека. Библия повествует, что человек изначально создан Господом как два пола, т.е. две половины одной природы: «И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). Цель такого разделения – взаимное общение, пребывание и возрастание в главной добродетели – в любви: «Не хорошо быть человеку одному... Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2; 18, 24). Императрица Александра Романова так писала о назначении супружества: «Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве ... Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна»[1]. Другая важнейшая функция семьи – рождение и воспитание новых людей как богоспасаемых личностей: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Божественный закон в отношении брака и деторождения также раскрывается через заповеди Декалога «Почитай отца твоего и мать твою», «Не убивай» (что касается и зачатых, но пока ещё не рождённых детей), «Не прелюбодействуй», «Не желай жены ближнего твоего» (Исх. 20, 12-17). В Новом Завете брак возводится на ещё большую духовную высоту, освящается присутствием Спасителя на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2, 1-11) и уподобляется неразрывному союзу Христа с Церковью (Еф. 5, 22-33). В какой степени эти божественные установления выполняются в нашем обществе? Рассмотрим основные тенденции семейных отношений в современной России. Если говорить о положительных моментах, то семья уверенно занимает главное место в системе ценностей народа: в 2013 г. об этом говорили 65% россиян (в 2000 – всего 39%)[2]. «Индекс счастья» в нашей стране уже несколько лет держится на максимальной за 25 лет отметке – около 80%, причём каждый второй человек из этого числа видел основу своего счастья в первую очередь в семье и детях[3]. В семьях (или подобных семье коллективах), состоящих из двух и более человек, проживает основная доля населения – 88,9%, средний размер домохозяйства составляет 3,1 человека[4]. Около 70% жителей оценивают психологическую атмосферу в своих семьях положительно[5]. Семья является важным пунктом в государственной политике, и эта роль увеличивается. Согласно статье 38 Конституции России, «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». В параграфе 78 Стратегии национальной безопасности семья упомянута в перечне главных традиционных российских духовно-нравственных ценностей[6]. В 2014 году принята Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации, в которой обозначено, что «приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи»[7]. Президент России Владимир Путин в Послании к Федеральному Собранию в 2016 г. сказал: «Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры»[8]. Однако наряду со всеми этими положительными фактами на семейном фронте есть и существенные неурядицы. Так, по субъективным оценкам, около 5% жителей страны считают себя несчастливыми именно из-за семейной неустроенности: проблем в личной жизни, одиночества, потери близких, сложностей с детьми, плохих взаимоотношений в семье[9]. Хотя эта цифра намного ниже доли недовольных жизнью из-за материальных трудностей (около 20%), однако уязвимость к первым, думается, гораздо сильнее. Около 13% населения называют атмосферу в своей семье неприятной. Если говорить об объективных статистических данных, то налицо ослабление репродуктивной функции семьи, влекущее за собой угрозу естественной убыли населения страны. За период с 1992 по 2012 гг. по данной причине население России уменьшилось на 13 378 151 человека[10]. В последние годы ситуация улучшилась: в 2013-2015 гг. зафиксирован небольшой естественный прирост – 86 387 человек. Это стало возможным не только из-за снижения смертности, но и благодаря существенному росту рождаемости: за 2000-2015 гг. – с 8,7 до 13,3 малышей на 1000 человек населения в год. Однако уровень естественного воспроизводства населения пока ненамного превосходит нулевую отметку и в ближайшие годы может вновь стать отрицательным из-за вхождения в детородный возраст малочисленного поколения 1990-х гг. В 2017 г. в целом по стране уже фиксируется естественная убыль населения. Отмечается долгосрочное снижение желаемого числа детей в семье, формирование сознательных установок на бездетность, рост доли бесплодных супружеских пар[11]. Другая острая проблема семей в России – чрезвычайно высокий без подвижек к снижению уровень разводов. В 2016 г. в России за год на 1000 браков зарегистрировано 617 разводов, сходные показатели наблюдаются на протяжении последних 25 лет. Даже несмотря на некорректность прямого сопоставления этих цифр из-за половозрастных сдвигов, из них следует, что вероятность распада семьи составляет более 50%. Причиной нарушения супружеского принципа «один раз на всю жизнь» является размытость нравственных устоев терпения, верности и добрачного целомудрия; нежелание женщин передавать, а мужчин – принимать на себя ответственность за управление семьёй; зачастую – злоупотребление алкоголем или иные вредные привычки. К нарушению внутрисемейной солидарности часто приводит пренебрежение заповедью «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20, 12) или, наоборот, излишнее вмешательство родителей наперекор Божьему повелению «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2, 24). Разрушение семьи обычно сильно деморализует супругов и крайне негативно сказывается на психическом развитии детей, вселяя в них страх и тревожность. Очень популярно сожительство без официального оформления отношений[12], из-за чего около 20% детей рождаются вне зарегистрированного брака (цифра, к счастью, снижается, в 2000-2004 гг. она достигала 28-30%[13]). Огромное число – порядка 25% – детей воспитываются в неполных семьях[14]. Серьёзное беспокойство также вызывает большое количество искусственных прерываний беременности (абортов): в 2015 г. – 44 уничтоженных ребёнка на 100 рождённых, за год – более 800 тысяч маленьких душ[15]. Хорошо, что масштаб данного явления из года в год снижается, однако Россия пока остаётся одним из мировых «лидеров» по числу абортов. Корни детоубийства кроются в слабом осознании ценности человеческой жизни, неупорядоченности половых отношений, пренебрежении к своему здоровью в долгосрочной перспективе, безответственном отношении к контрацепции, порой – в материальном и семейном неблагополучии. Большинству россиян аборт представляется хоть и нежелательным, но допустимым средством профилактики патологий здоровья, одинокого материнства, бедности и т.д.[16] Специалистам же хорошо известны его отдалённые негативные последствия для физического и психического здоровья матери и всей семьи. Отметим и позитивное явление: благодаря недавно появившимся кабинетам поддержки женщин в трудной жизненной ситуации в настоящее время удаётся уберечь от приговора 20-25% малышей. Размах детоубийства выглядит особенно поразительно на фоне трагичного бесплодия многих супружеских пар[17]. Более того, операции по прерыванию беременности оплачиваются из средств системы обязательного медицинского страхования, что очень плохо сочетается с моральной точки зрения с недостаточностью средств на поддержку материнства и детства[18]. Параллельно с этим развиваются (тоже при поддержке государства) экстракорпоральное оплодотворение, анонимное донорское искусственное оплодотворение, суррогатное материнство и другие нравственно порочные репродуктивные технологии. Нужно сказать и о социальном сиротстве. В России 770 тысяч детей (т.е. каждый тридцатый, в среднем по одному ребёнку с обычного школьного класса или детсадовской группы) находятся без попечения родителей[19], у подавляющего большинства из них отцы и матери лишены родительских прав из-за девиантного поведения, невыполнения своих обязанностей. Благодаря осуществляемой профилактике семейного неблагополучия и детской безнадзорности в настоящее время происходит снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания. Но их число ещё весьма велико: в 2011 г. в стране было более 65 тыс. таких семей и около 120 тыс. воспитывающихся в них детей[20]. Вместе с тем, под предлогом профилактики жестокого обращения с детьми в нашей стране некоторыми некоммерческими организациями внедряются различные программы «раннего выявления семейного неблагополучия», которые справедливо вызывают нарекания в избыточном вмешательстве государства в семью и вызывают опасения в разрушении традиционных семейных ценностей. О состоянии брачного и родительского сознания в России можно судить и по распространённости нецензурной брани. Подобная брань называется «матерной» потому, что направлена на осквернение, поругание именно семейных священных понятий: материнства, отцовства, супружеской любви, таинства творения новой жизни, целомудрия[21]. По опросам, данными словами чаще или реже пользуются двое из трёх наших сограждан[22]. Наконец, на наш взгляд, в семейной тематике обязательно нужно затрагивать отношения со старшим поколением. Ведь правильное отношение к родителям и вообще к пожилым людям называется в Библии необходимым условием благополучной и продолжительной жизни человека (ср. Исх. 20, 12). В этом вопросе в России наблюдается некоторый прогресс: доля пожилых людей, считающих, что им уделяется в обществе достаточно внимания, увеличилась за 2005-2014 гг. с 13 до 17%. Однако удельный вес представителей старшего поколения, жалующихся на нехватку внимания, пока ещё остаётся запредельно большим: 72%[23]. Итак, вышеприведённые факты свидетельствуют, что семья в России по-прежнему является основой социальной жизни человека. В менталитете народа и в политике государства явно присутствует определённый идеал семейной жизни, с которым увязываются надежды на мир, радость и хорошее будущее. Вместе с тем, реальное положение дел весьма далеко от этого идеала, а тенденции развития неоднозначны – некоторые ведут к улучшению, некоторые – к ухудшению, некоторые – стабильны. Следовательно, можно констатировать, что в семейном вопросе имеет место глубокая противоречивость, нецелостность, разорванность общественного сознания. Вряд ли уместно говорить о катастрофическом разрушении института семьи в стране, но налицо необходимость его исправления, исцеления, уврачевания, приближения реальности к идеалу. В чём же причины такого диссонанса? В обыденных разговорах, а подчас и в научных публикациях в качестве главной причины чаще всего называются материальные проблемы. Определённая правда здесь, конечно, есть. Например, пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет составляет сегодня всего лишь 40% от среднего заработка. Можно привести и другие примеры «провалов» в системе социальной защиты. Очевидно и то, что немаловажным фактором улучшения демографической ситуации в последние 15 лет стало существенное повышение реальных доходов населения (по нашим расчётам, в 2,3 раза за 2000-2016 гг.). Однако мы полагаем, что экономические факторы не являются главными в расшатывании семьи и угасании воспроизводственных сил российского народа. Так, например, в сельской местности при сравнительно низких доходах (в 3-м квартале 2016 г. в среднем на одного человека – 17,4 тыс. руб. против 27,4 тыс. руб. в городе[24]) уровень рождаемости на протяжении всех реформенных лет вплоть до 2015 г. был выше, чем в городе. Известно, что во многих экономически преуспевающих зарубежных странах рождаемость ниже уровня естественного воспроизводства. И в самой России в дореволюционное и послевоенное время вопреки бедности детско-семейная ситуация была намного лучше нынешней. Поэтому главная причина семейных проблем видится нам не в экономике, а в нравственной сфере. Более того – с повышением доходов, наоборот, нередко происходит «экономизация», «приземление» образа мыслей, усиление значимости материального достатка. А всвязи с этим неизбежно ослабевает «идеалистическая» область мышления, теряется воля и решимость для воплощения высоких убеждений в жизнь. Современный человек оказывается во власти «новостных», искусственных страхов и тревог, которые отравляют радость общения с близкими и толкают на ошибочные шаги. Очень большую роль в разрушении семейных ценностей также, по нашему мнению, играет ослабление возвышенных духовных идеалов, что подчёркивается и социологическими исследованиями[25]. Утрата образа Отца Небесного («безОтцовщина») в душе ведёт к многогранной «безотцовщине» в земной жизни: забвению подлинного смысла и ценности человеческой жизни, ослаблению необходимой для семейной жизни жертвенности, росту эгоизма, сосредоточению внимания на личных интересах и удовольствиях, неуважении к родителям и вообще к старшему поколению, нежеланию воспроизводить свой род и ответственно хозяйствовать на земле, ослаблению мужского начала в мужчинах и усилению его –в женщинах, росту беспорядочности половых связей, увеличению масштабов гомосексуализма и т.д. Прп. Паисий Святогорец говорит так: «Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду <...> Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьёй, ни с деревней, ни с Родиной»[26]. Интересно, что и авторитетный голландский социолог Д. Ван де Каа в результате многолетних исследований приходит к выводу о преимущественном влиянии на институт семьи наличия или отсутствия веры в Вечность: «Главное – это то, что люди хотят от жизни. К какому состоянию они стремятся? В чём им видится сущность человеческого бытия? Живут ли они с целью достичь блаженства в загробной жизни? Или они чётко осознают, что жизнь одна и надо жить здесь и сейчас? Насколько важно иметь супруга и семью для движения по жизненному пути по сравнению с другими доступными для личности целями, такими как преуспевать в работе или использовать по полной артистический талант? И чему будет отдано предпочтение, когда есть альтернатива посмотреть мир, покупать дорогие вещи и пользоваться новейшими технологиями?»[27]. Поэтому коренное улучшение ситуации в семейной сфере возможно только усилиями самого народа – через преображение ценностно-нравственной области сознания, понимание губительности сформировавшихся негативных тенденций, очищение от ложных стереотипов. Государственная же политика вряд ли способна кардинально исправить положение, но может и должна являться сдерживающе-симптоматическим лекарством. В первую очередь она должна быть нацелена на правильное воспитание человека через системы образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты. По нашим наблюдениям, в обществе есть достаточно широкое осознание необходимости более жёсткого контроля средств массовой информации и интернет-пространства и одновременно более активного наполнения их позитивным просемейным содержанием. Вероятно, назрела необходимость преподавания основ семейной этики в школах и профессиональных учебных заведениях, а также избавления от «хэллоуина», «дня святого Валентина» и других неблагоприятных для традиционной семьи мероприятий. Следует расширять сотрудничество с волонтёрскими движениями и некоммерческими организациями, глубоко заинтересованными в сбережении и приумножении российского народа, в первую очередь – с Русской Православной Церковью[28]. В частности, следует пересмотреть запрет на участие рядовых священнослужителей в преподавании учащимся основ православной культуры и основ духовно-нравственной культуры народов России. Законодательство должно постепенно освобождаться от вышеупомянутых аморальных антисемейных норм. Образовательным учреждениям и правоохранительным органам надлежит активнее заняться вопросом очищения русского языка от матерщины. В сфере социальной защиты нужно обеспечить сохранение (а лучше – увеличение) среднего дохода семьи на период ухода за ребёнком до начала посещения им дошкольного образовательного учреждения. Очень важным является и общее повышения уровня справедливости, солидарности в обществе, а именно борьба с коррупцией и снижение дифференциации по доходам. Сочетание этих и других внешних мер с внутренней энергией самих людей способно, по нашему мнению, исправить имеющиеся семейные проблемы в России и сделать нашу страну по данному направлению одним из нравственных лидеров на мировой арене. Уроженец Республики Коми, американский социолог Питирим Сорокин более 60 лет назад так выражал веру в будущее торжество целомудренного и нерасторжимого брака: «Наши женщины и мужчины, очищенные от половой скверны, возвратят не только свое жизненное, психическое и моральное здоровье, но и целостную личность, наслаждающуюся благами самой счастливой, самой благородной и самой лучшей целостной любви. Эти целостные личности наверняка смогут развить и высвободить огромный поток творческих сил для омоложения и восстановления нашей культурной и общественной жизни. Возрождение наших культурных и социальных институтов будет в свою очередь оказывать обратное облагораживающее и творческое влияние на личности»[29]. Добавим, что теперь этому идеалу в отличие от прошлых веков предстоит обеспечиваться уже не силой государственного принуждения, не экономической необходимостью, не закабалением женщины, не соображениями «демографического долга» и даже не общественным мнением. Оно должно будет строиться на осознанном, разумном, добровольном, ответственном, последовательном исполнением каждым человеком воли Господа: «Будут два одною плотью... что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6). [1] Александра Романова, страстотерпица. Дарите любовь (Дневниковые записи). М., 2010. С. 26-27. [2] Чем мы дорожим? // Фонд «Общественное мнение». 18.07.2013. http://fom.ru/TSennosti/10994. [3] Уровень счастья в России-2016 // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 02.12.2016. http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115976. [4] Всероссийская перепись населения 2010 года, Том 6 «Число и состав домохозяйств». http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm. [5] Антонов А.И., Лебедь О.А., Соколов А.А. Удовлетворенность жизнью, семья и брак в России и Европе // Россия в Европе. М.: "Akademia", 2009. С. 320-325. [6] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683. [7] Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства России от 25.08.2014 N 1618-р. [8] Послание Президента России Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 [9] Уровень счастья в России-2016. [10] Здесь и далее, если не указано иное, цифровые данные в тексте представлены по источникам: Единая межведомственная информационно-статистическая система Росстата. http://fedstat.ru (дата обращения с 01.03.2017 по 20.03.2017); Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. М.: Росстат, 2007; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. М.: Росстат, 2015. [11] Синельников А.Б. Кризис брачно-семейных и межпоколенных отношений и приоритетные направления демографической политики в России. Автореферат диссертации … доктора социологических наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. [12] Приемлемой подобную форму отношений в 2014 г. считали 81% россиян (в 1989 г. – 72%) (Брак, дети, супружеские измены: сейчас и 25 лет назад // ВЦИОМ. 10.02.2015. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115142). [13] Демографический ежегодник России. 2015: Стат. сб. M.: Росстат, 2015. С.68. http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/demo15.pdf. [14] Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 6 «Число и состав домохозяйств» // Росстат. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm. [15] В этих цифрах отражаются только официальные статистические данные. С учётом же нелегальных абортов и использования контрацептивов абортивного действия реальное число детоубийств в стране больше на порядок (Потиха В.В. Фокин А.А. Абортивное действие средств контрацепции. М., Спб., 2013. 44 с.) [16] В 2015 г. считали аборт морально допустимым 86% жителей России, из них 51% – в любом случае по желанию женщины, 35% – только при определённых обстоятельствах (Право на аборт // Левада-центр. http://www.levada.ru/2015/07/02/pravo-na-abort). По другим данным, оправдывают возможность детоубийства лишь 32% россиян (Этические нормы в современной России // Телефонный опрос Фонда «Общественное мнение» 22-23 июня 2013 г. http://fom.ru/TSennosti/11069). [17] По оценке Е.В. Земляновой, масштаб супружеского бесплодия в России в 2014 г. составил 390 тыс. случаев (20% к общему числу родившихся в том году детей), увеличившись по сравнению с 2001 г. в 1,7 раза (Землянова Е.В. Потери потенциальных рождений в России из-за проблем, связанных со здоровьем // Электронный научный журнал "Социальные аспекты здоровья населения". 2016. №2. http://vestnik.mednet.ru/content/view/742/30/lang,ru/). [18] Однако о неготовности общественного сознания к решительным переменам в этом вопросе свидетельствуют следующие цифры: в 2016 г. против полного запрета абортов высказались 72% граждан, против прекращения их финансирования за счёт госбюджета – 62% (Отношение к запрету абортов // Фонд «Общественное мнение». http://fom.ru/Obraz-zhizni/13060). [19] Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб. М.: Росстат, 2015. С.191. http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/year/year15.rar. [20] Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки. М.: Вариант, 2015. С.5. https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/147052524. [21] Митрофан (Баданин), епископ Североморский и Умбский. Правда о русском мате // Спб: Библиополис, 2015. [22] О нецензурных выражениях // Фонд «Общественное мнение». http://bd.fom.ru/report/map/d082925. [23] Что хорошего в старости? // Фонд «Общественное мнение». http://fom.ru/Obraz-zhizni/11523. [24] Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2016 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств). http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_102/Main.htm. [25] Синельников А.Б. Указ. соч. [26] Паисий Святогорец, преподобный. Слова. Том II «Духовное пробуждение» // М.: Святая гора, 2004. С. 35. [27] Van de Kaa D.J. The Idea of a Second Demographic Transition in Industrialized Countries // Paper presented at the Sixth Welfare Policy Seminar of the National Institute of Population and Social Security. Tokyo, 2002. [28] Так, например, около половины населения России положительно оценивают и желают даже более активного влияния Русской Православной Церкви на моральную и духовную жизнь всего общества, не считая при этом, что она излишне вмешивается в политические вопросы. См., например: Одобрение роли РПЦ в государстве выросло до рекордного уровня // Левада-центр. 19.02.2016. http://www.levada.ru/2016/02/19/odobrenie-roli-rpts-v-gosudarstve-vyroslo-do-rekordnogo-urovnya; Церковь и общество: вместе или порознь? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 24.06.2015. http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115295. [29] Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. М.: Международный институт П. Сорокина – Н. Кондратьева, 2006. с.147. | |
|