3 июня - Троицкая родительская суббота. Почему-то именно в этот день мы чувствуем неразрывную связь с нашими любимыми, но уже усопшими людьми. Скорее всего, это потому, что наступает Пятидесятница - день рождения Церкви, то есть всех нас. Завтра Церковь будет молиться о своей полноте в единстве своих живых и усопших членов.
А пока – поминальная суббота, Божественная литургия, о которой говорил замечательный пастырь и богослов отец Александр Шмеман, анализируя 118-й псалом: «Каждая смерть – это вход в огромную и светлую тишину Великой и Святой Субботы, благословенной Субботы, в утро невечернего дня Царства Божия. Таким образом, то, что древняя Церковь знала и переживала с самого начала, о чем она свидетельствовала и что утверждала выразительными надписями на гробницах: «Он жив», «Она жива», теперь превратилось в литургическое торжество, уникальное в своей глубине и красоте».
Именно в Литургии мы, как никогда, чувствуем единство Церкви. К сожалению, мы, христиане, иногда взираем на загробный мир с неподобающим нам страхом, будто забыли, что смерть побеждена Христом, что в Церкви мы снова едины и близки с нашими усопшими родными.
В День Святой Троицы и накануне мы искренне молимся за тех, кого Господь уже призвал в ту, загробную жизнь. Мы молимся о тех, кто сподобился христианской кончины – мирной, безмятежной, о тех, кто был напутствован священником, кто сподобился Святого Причащения и Таинства соборования и перешел в ту жизнь так незаметно, спокойно, естественно, как просим мы об этом в ектении за богослужением: «Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны…».
Мы также молимся и о тех, кто был застигнут смертью внезапно, кого убила молния, кто погиб в катастрофе, землетрясении, во время пожара, — тогда, когда человек и не думал о смерти, был молод, полон сил и здоровья, но внезапно посылается смерть. Господь посылает ангела смерти, который берет эту душу и она должна уже идти давать отчет к Престолу Божию. К этой молитве нас Святая Церковь побуждает чувством любви, и любовь покрывает все, мы верим в это.
Когда мы молимся об усопших на Литургии, мы молимся и о них, и вместе с ними. Наверно, поэтому в Троицкую родительскую субботу не оставляет ощущение того, что храм переполнен, что мы с нашими усопшими стоим локоть к локтю. Мы вместе с ними вступаем в сияющее Царство, в пространство жизни вечной.
Церковь всегда напоминает нам, что необходимо быть готовым к обязательному для каждого событию – переходу в Вечность. Конечно, это не значит, что христианин должен быть мрачен и траурен. Напротив! Жизнерадостность не уничтожается памятью о смерти, напротив, она становится ценнее и дороже. Именно поэтому священник присутствует на отпевании не в черных траурных одеждах, а в светлом облачении будущего воскресения.
Не тщетна наша молитва об ушедших, и Церковь своими родительскими поминальными субботами несколько раз в году об этом напоминает. Он просит всех нас помнить именно сейчас, не откладывая на будущее, о тех, кто уже предстал пред судом Божиим. Наши молитвы об усопших ― это в конечном итоге мысли о себе самом, ведь время столь скоротечно…
Мы встречаем день Пятидесятницы с утешенным сердцем и спокойствием совести, помолившись за наших почивших сродников, воздав им за их любовь своей любовью. А скорбь? Да, есть скорбь, но она тихая, растворенная ожиданием встречи, это скорбь временной разлуки. Мы проводили в вечность своих сродников и общаемся с ними молитвенным разговором, посещаем в родительские дни Церкви Божии, поздравляем с Воскресением Христовым и их, наших сродников, которые незримо здесь с нами присутствуют. И от их присутствия и у нас на душе утешительно, и скорбь наша не имеет отчаяния. Это скорбь с ожиданием, которое выражено в словах Символа веры и которое мы твердо исповедуем, готовя свою душу к встрече со Христом и с теми, кто, казалось бы, от нас уже навсегда ушел. Сегодня мы говорим им: «Чаем воскресения мертвых, чаем вашего воскресения, наши дорогие и близкие. И жизни будущего века чаем вместе с вами, вместе со Христом в нескончаемом Царстве».
…Насмешкой был бы мир, все было б зря,
Когда бы жизнь сменялась пустотою.
Не на песке мою часовню строю,
О правде воскресенья говоря…
(К.Д. Бальмонт)
Елена ОРЕХОВА
Сайт Сыктывкарского Центрального церковного округа |