Информация

Телеканалы

Cюжеты "Союз"

Вконтакте

Поиск

Календарь

   

   

Православные сайты

Календарь

«  Сентябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Block title

_


22:58
"За други своя..."

Мне кажется порою, что солдаты
с кровавых не пришедшие полей.
Не в землю нашу полегли когда-то,
а превратились в белых журавлей.
 Они до сей поры с времен тех давних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем глядя в небеса.


Не потому ль до сих пор ищут следы незахороненных солдат? Русская Православная Церковь во все века прославляла воинов героев. Не даром имя Святого Благоверного Александра Невского до сих пор почитается в нашем Отечестве. Всем известно, что в 1380 году Святой Благоверный великий князь Дмитрий Донской получил благословление на Куликову битву от преподобного Сергия Радонежского и дал ему в помощь из братии своего монастыря двух воинов по имени Пересвета и Ослебя. Оба инока богатыря, носившие схиму монашескую на доспехах, погибли в бою с татарами и погребены в Симоновом монастыре в Москве. А Дмитриевская суббота установлена для памяти воинов погибших на Куликовом поле. Так совпало, что в тот же год, когда русские разгромили татар на Куликовом поле, Стефан Пермский основал Усть-Вымь, которая стала центром христианизации Коми края. С этого времени в русском воинстве принимали участие и ратники из Коми края. В XV веке коми ратники участвовали в войне между Новгородом и Москвой на стороне последней за Двинскую землю. В XVI веке начался сибирский поход Ермака, в составе отряда которого были проводники-зыряне. В сибирских гарнизонах служили многие выходцы из Коми края. Трудным временем оказалось начало 17 века. В 1606 г. отряд ратных людей, включавших вычегжан, вымичей, удорцев и сысольцев отправился к Москве и принял участие в борьбе против поляков. В 1611 году в ополчении князя Дмитрия Пожарского участвовали воины нашего края. И в дальнейшем на государеву солдатскую службу направлялись даточные люди из Коми края. В начавшейся 24 июня 1812 года Отечественной войне приняли участие жители Коми края. В ходе рекрутских наборов из Устьсысольского, Яренского и Печорского уездов в действующую армию ушло не менее 1100 человек. Коми плечом к плечу с представителями других народов находились в рядах армии и ополчения, грудью встречали врага на поле брани и вместе праздновали победу над ним. Ополченцы нашего края участвовали в Бородинской битве, в разгроме французов при Березине. Оставшиеся в тылу собирали деньги и ценные вещи в счет пожертвований, чем и укрепляли оборонную мощь страны и помогали пострадавшим от войны соотечественникам. Большую помощь в организации благотворительной помощи "на пользу Отечества и внутреннее ополчение" оказывали священники в своих приходах. Батюшки благословляли прихожан-рекрутов на ратные подвиги, помогали семьям воинов духовно и материально. За эти труды многие священники были награждены бронзовым крестом на Владимирской ленте "В память войны 1812 года". Среди награжденных были: Бронников Петр Карпович - священник Корткеросской церкви; Заварин Димитрий Ксенофонтович - священник Лоемской церкви; Казаринов Алексей Васильевич - протоиерей Устьсысольского Троицкого собора; Клочков Никита Иванович - священник Вотчинской церкви; Лапов Иоанн Стефанович - священник Ибской церкви; Метелев Симеон Васильевич - священник Канавской Екатерининской церкви; Попов Георгий Елисеевич - священник Визингской церкви; Попов Евфимий Андреевич - священник Вишерской Богородской церкви; Попов Федор Иоаннович - священник Усть-Немской церкви; Тюрнин Алексей Михайлович - священник Ульяновской церкви. Жителям Коми края довелось участвовать и в Крымской войне России с англо-франко-турецким союзом 1853-1856 годов. Участвовали коми воины и непосредственно в боевых действиях и крупных сражениях, в легендарной обороне Севастополя. Так Попов С. из Устьсысольского у. с 21 по 25 октября 1854 г. защищал г.Севастополь, в сражении на р.Альме, р.Черной, был награжден серебряной медалью, бронзовой медалью, нашивкой за 10-летнюю беспрочную службу. Многие воины нашего края были награждены бронзовыми медалями, а самые отличившиеся получили военные ордена Св.Георгия и Св.Анны. Большое число священников за свои труды и приношения на издержки войны или на пособия раненным или семействам убитых были награждены бронзовыми наперстными крестами на Владимирской ленте "В память войны 1853-1856 годы". (Список прилагается). Участвовали жители Коми края и в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Многие погибли в бою, многие вернулись раненными и опять священники делали все возможное, чтоб облегчить семьям утрату кормильцев. Отбывали воинскую повинность псаломщики, так Шутов Рафаил Васильевич, сын священника, в 1876-1978 гг. служил в армии и был уволен в запас государственного ополчения, затем служил псаломщиком в Усть-Вымской Благовещенской церкви, Аныбской Преображенской церкви. Многие воины нашего края были награждены медалями с библейским изречением "Не нам, не нам, а Имени Твоему". Коми воины как солдаты русской армии, участвовали во многих военных кампаниях, которые вела Россия на протяжении всего XIX века. Коми солдаты с честью выполняли свой воинский долг были стойкими и самоотверженными. Имена их не должны были забыты, они могут быть примером для подражания нынешним воинам России. В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года Япония без объявления войны начала боевые действия против России. Уроженцы Коми края показали себя сужественными и стойкими воинами на море и на суше. Подвиги многих из них отмечены орденами Святого Георгия. Георгиевским Крестом был награжден Аврамов Николай Алексеевич, в последствии псаломщик Зеленецкой церкви. Многие священники показали образцы милосердия, благотворительности, осуществляли сбор пожертвований в пользу защитников Отечества и их семей. Многие из них были награждены серебрянной медалью Красного Креста "В память участия деятельности Общества во время Русско-Японской войны 1904-1905 годов". Среди них Богословский Александр Александрович - священник Устьсысольского Троицкого собора; Доброумов Николай Николаевич - священник, погибший в годы репрессий, ныне святой РПЦ; Малевинский Александр Стефанович - протоиерей Троицкого собора; Покровский Евгений Иоаннович - священник Слободской Николаевской церкви; Попов Василий Стефанович - священник Шошкинской Михайло-Архангельской церкви; Рогов Александр Алексеевич - священник Чухломской Крестовоздвиженской церкви; Шаламов Прокопий Николаевич - священник Вотчинской Богородице-Рождественской церкви. Во всех церквях Коми края совершались молебствия противу супостатов, против нападения Японии на Россию. 17 июля 1914 года Германия объявила войну России. Телеграммы об объявленной Германией войны были отправлены по всей Российской империи. Текст телеграмм заканчивался словами: "Видит Господь. что не ради воинственных замыслов или суетной мирской славы подняли мы орудие, но ограждая достоинство и безопасность Богом хранимой нашей империи, боремся за правое дело. Да Благословит Господь Вседержатель наше и союзное нам оружие и да поднимется Россия на ратный подвиг с жезлом а руках и крестом в сердце". В Коми крае началась мобилизация в связи с началом I Мировой войны. В 1917 году в армию были призваны более половины трудоспособных мужчин. Добровольцами на войну ушли: Малевинский Николай Александрович, сын священника Устьсысольского Троицкого собора, Манаков Александр Авенирович, сын священника Нившерской церкви. В 1914 году был призван на действительную военную службу (находился в обозном батальоне писарем) псаломщик Важгортской церкви Ерогодский Михаил Петрович, в последствии священник той же церкви, расстрелян в годы репрессий, ныне причислен к лику святых РПЦ. Вновь в церквях стали совершаться молебны о даровании победы, учреждаться приходские Попечительные Советы в оказание помощи семьям солдат под председательством священников местных приходов. Святейшим Синодом преподано благословение "за особые труды и посильные пожертвования по обстоятельствам военного времени" псаломщику Ластинской церкви Каневу Мартину Петровичу; псаломщику Ижемской церкви Жаворонкову Александру Ивановичу. В летописи Аныбской церкви отмечено: "Со времени объявления войны, народ стал более обдуман, более сосредоточен внутрь, более посещает храм Божий, более нуждается в нравственной поддержке и утешении. 26 ноября 1916 г. праздник Георгиевских Кавалеров. Панихида по геройски душу свою положивших на поле брани за веру, царя и Отечество воинов-прихожан сего храма и всех павших в бою, умерших от ран и увечий и скончавшихся в плену вражеском. После Литургии совершено торжественное молебное пение о даровании победы, на эктинии и многолетии возглашалось: Здравствующих Героев-воинов Георгиевских Кавалеров прихожан сего храма и жителей прихода". 19 ноября 1914 года в Устьсысольском Стефановском храме была отслужена панихида по убиенному Ивану Васильевичу Шипунову, об этом сообщалось в некрологе, опубликованном в Вологодских Епархиальных ведомстях: "Воспитанник Устьсысольского ДУ, затем Вологодской ДС, он поступал в Московскую ДА, но с началом войны пошел добровольцем в действующую армию. Для немощных родителей потеря любимого сына не вознаградима и если остается какое-то упование, так это единственно то, что их сын положил душу свою за други своя, умер славной смерью героя на поле брани". Благотворительную помощь нуждающимся семьям призванных оказывал Комитет великой княгини Елизаветы Федоровны (сестры царицы). В Устьсысольскую уездную комиссию этого Комитета входил протоиерей Троицкого собора Александр Малевинский, врач Бронников Николай Алексеевич (сын священника). На средства, выделенные духовенством Устьсысольского уезда содержалась койка для раненных воинов при Вологодском обществе Красного Креста. Большую духовную поддержку на войне оказывали полковые священники. Наша современная армия также нуждается в таком окормлении воинов. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. духовенство после мучительных годов гонений вновь было призвано на помощь воинству. Дети погибщих священнослужителей в годы репрессий были призваны на защиту Отечества и очень многие из инх сложили свои головы "за руги своя". Только из Куратовского рода более 50 человек участвовали в войне, более 30 человек погибли на поле брани. Среди них Владимир Куратов убит на Карельском перешейке, Виктор Покровский погиб под Ленинградом, Сергей Попов пропал без вести под Вязьмой защищая Морскву. В письме отцу священнику Зеленецкой церкви он писал: "Свершилось ужасное - позвачера немцы начали наступление на СССР. Началась новая кровопролитная война. Верим, что победа будет на нашей стороне - мы многочисленны, сильны и имеем громадную территорию, захватить которую невозможно". Остались письма Олега Иевлева, ему не было еще и 20 лет, когда он был убит под Ленинградом. Его дед по матери был священник Троицкого собора Михаил Земляницын, которого расстреляли в 1937 году. Письма Олега Иевлева с Волховского фронта хранятся в Нижнечовском школьном музее, их невозможно читать равнодушно: "25.05.43. ... Я еще вернусь к вам. Ведь сейчас только жить да жить. Разобьем проклятого врага и заживем счастливой жизнью...". Письма Аврамова Александра Николаевича своему отцу псаломщику Зеленецкой церкви также полны оптимизма и верой в победу, они переданы для хранения в Национальный музей РК. "В столице нашей республики есть прекрасные памятники нашим дедам и отцам, братьям, - защитникам Отечества в годы Великой Отечественной войны, воинам-афганцам, а может уже пришла пора вспомнить и своих, более отдаленных временем предков, которые, начиная со времен Куликовской битвы, а может и еще раньше и по Первую мировую войну, били супостата землм русской. Неужели они не достойны памятника или хотя бв креста на родной коми земле от своих потомков?"- я надеюсь, что это предложение Пашукова Владимира Федоровича поддержат все жители нашего края. *** Источники: Участие жителей Коми края в войнах и вооруженных конфликтах (XI - начало XX века). Труды Коми отделения Академии военно-исторических наук. Выпуск 1. 2004. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. 2000. Историческая хроника. Республика Коми. Сыктывкар. ККИ. 2002. Краткие сведения о храмах и причтах церковных Коми края до 1917 года. Сыктывкар. 2002. Летопись Аныбской Преображенской церкви (1869-1917). Сыктывкар. 2006. Вологодские Епархиальные Ведомости (1864-1915). *** Подготовила А. Малыхина. 25.09.2007 г.

Просмотров: 399 | Добавил: fakultet | Рейтинг: 0.0/0