Информация

Телеканалы

Cюжеты "Союз"

Вконтакте

Поиск

Календарь

   

   

Православные сайты

Календарь

«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Block title

_

Собор Коми Святых

Святитель Стефан Пермский


Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влия-нием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способ-ностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служе-нию Церкви: в один год выучился читать священные книги и помогал отцу в церкви при богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.
В молодости святой принял иночество в монастыре в честь свя-тителя Григория Богослова  в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в под-линнике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой цер-ковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.
Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростов-ский епископ Арсений (1374–1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, кото-рый управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую – Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сло-жить у них за Христа голову». Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым ми-ром и богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоанно-вич дал ему охранные грамоты.
Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, дере-вьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью».
Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза росла на возвы-шенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добы-тых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от бере-зы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратил-ся к ним с проповедью: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Все-могущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, осо-бенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне». На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.
Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обверты-вание ног.
Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как свя-той Стефан посрамил их главного жреца Паму, который восстал про-тив распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. «У вас, христиан, – говорил Пама, – один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам». Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог – один; всемогущество – одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пама в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями, – смиренно отвечал святой Стефан, – но Христианский Бог велик: иду с тобой» и, помолившись, взял Паму за руку, чтобы идти в огонь. Пама затрепетал и молил избавить его от верной смерти. «Вы свидетели, – сказал святой Стефан собравшемуся народу, – сам он потребовал ре-шить спор о вере огнем и водой и, однако, не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?». «Обманщика предать смер-ти, – ответил народ, – если отпустить Паму, он наделает тебе пако-стей». «Нет, – ответил святой, – Христос меня послал не предавать ко-го-либо смерти, а учить. Пама не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я». Пама был выгнан. В благо-дарность Господу за победу над главой язычников святой Стефан по-строил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого про-поведь святого о Христе стала идти все успешнее.
В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Малой Пер-ми. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при хра-мах открывал училища, где священные книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способно-сти с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел богослу-жение на зырянском языке.
Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псал-тирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Сти-хирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную ли-тургию.
Во время неурожая святитель снабжал зырян хлебом, много раз избав-лял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя – это победа веры над невери-ем, любви и кротости – над злобой и нечестием.
Умилительно «заочное свидание» святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Сте-фан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал пови-даться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря препо-добного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!». Препо-добный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, от-ветил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пре-бывает с тобой!».
О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и пре-подобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повсе-дневная молитва к ним на братской трапезе.
Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 вер-стах от Усть-Сысольска, Стефановскую – в 60 верстах от Усть-Сысоль-ска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренгскую Архангельскую.
В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по де-лам паствы и здесь скончался. Тело его было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они уси-ленно упрашивали Московского князя и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останка-ми великого святителя.
Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Жи-тие было написано вскоре после смерти святителя в 1472 году. Службу ему составил иеромонах Пахомий Серб с иеромонахом Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского, который хорошо знал святителя и любил с ним беседовать.


 
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГЕРАСИМА, ЕПИСКОПА ВЕЛИКОПЕРМСКОГО


Святитель Герасим, епископ Великопермский (Устьвымский), явился достойным преемником основателя Устьвымской епархии, просветителя Пермского края святого Стефана († 1396; память 26 ап-реля/9 мая). Непосредственным предшественником святителя Гера-сима был епископ Великопермский Исаакий (1397–1416), который большую часть времени проводил в Москве, а в 1416 году удалился на покой. Святитель Герасим был возведен на Пермскую кафедру после 1416 года, в трудное время, когда положение дел в епархии было весь-ма неблагополучным. Паства, состоявшая из принявших христианство зырян, страдала от нападения диких языческих племен вогулов, а так-же от притеснения корыстолюбивой новгородской и вятской вольни-цы, пользовавшейся тем, что северо-восточная окраина России была слабо защищена отдаленным московским правительством.
Святитель Герасим неусыпно заботился об устроении своей паст-вы и распространении веры Христовой. Он не жалел ни трудов своих, ни сил в постоянных разъездах по Пермской земле, проникая в самые глухие места и оказывая помощь в самых безысходных обстоятель-ствах. Господь благословил деятельность ревностного пастыря. В 1429 году святитель Фотий, митрополит Киевский (Московский) и всея Ру-си (1408–1431), писал: «Отринув заблуждение и мрак, ныне страна Пермская чисто и православно совершает службу Божию по закону христианскому».
Несмотря на удаленность от стольного града, святитель Герасим был участником Московских Соборов: 1441 года, осудившего Флорен-тийскую унию и ее сторонника – митрополита Киевского Исидора (1437–1441), и 1448 года, определившего поставлять митрополитов всея Руси собором русских епископов. Это свидетельствует о том, что современники дорожили мнением святителя Герасима и он пользо-вался большим авторитетом. Без сомнения, на этих Соборах святитель ходатайствовал за свою паству перед великим князем Василием II (1425–1462), прося ей помощи и льгот.
В последние годы святительства епископа Герасима увеличились непрекращающиеся и раньше набеги вогулов на христиан-зырян. Не щадя здоровья, с опасностью для жизни святитель сам ездил в стан вогулов. Просьбы и убеждения его подействовали на дикарей, и они на время оставили в покое зырян, удалились в места своей оседлой жизни.
Имя святого Герасима повсюду стало произноситься с благогове-нием, но силы его уже были подорваны. Душевные огорчения и неду-ги старости окончательно расстроили его здоровье. Однажды больной святитель возвращался к себе после посещения близлежащих к Усть-Выми приходов, где, по-видимому, совершал богослужения, так как с ним было архиерейское облачение. На устьвымском лугу, близ город-ка и соборной церкви, святителя настигла мученическая кончина: он был удушен омофором рукой вогулича, которого взял на воспитание; вероятно, дикарь действовал по наущению своих шаманов, которым было дорого уничтожаемое язычество. Святитель Герасим принял му-ченическую кончину 24 января. Год его смерти точно неизвестен, по всей вероятности, около 1441 года.
Святой мученик Герасим был погребен в кафедральном Благове-щенском соборе в селении Усть-Выми, расположенном к северо-во-стоку от города Яренска, на реке Вычегде. У мощей святителя Гераси-ма происходили многие чудесные исцеления. Празднование памяти его 24 января/6 февраля установлено в 1607 г. 29 января/11 февраля совершается общая память трем святителям Пермским – Герасиму, Питириму († 19 августа 1455 г.) и Ионе († 6 июня 1470 г.).
В 1607 году по благословению святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святите-лей. В 1649 году в Вологде в их честь был воздвигнут храм.


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ПИТИРИМА, ЕПИСКОПА ВЕЛИКОПЕРМСКОГО


Святитель Питирим, епископ Великопермский, был избран и по-священ на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святите-ля Пермского Герасима († после 1441 г., память 24 января). До того святитель Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в Чудо-вом монастыре. Позже он стал известен как составитель канона святи-телю Алексию, митрополиту Московскому (память 12 февраля), и со-биратель сведений о его житии. Прибыв на кафедру, святитель Пити-рим прежде всего занялся установлением дружественных отношений между зырянами и вогулами. Он рассылал увещательные грамоты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа. Однако предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и удаленностью ка-федры от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащит-ный народ. Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445 году пошли про-тив вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник клялся в друже-ственном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан. Отпущенный на свободу, Асыка стал выжидать удобного момента, чтобы напасть на Усть-Вымь с целью убить святителя Питирима, кото-рому приписывал свое поражение от новгородцев. За это время святи-тель Питирим дважды был в Москве: в 1447 году для составления со-борного послания князю Димитрию Шемяке, изменившему клятвен-ным договорам (предполагают, что составителем грамоты был святи-тель Питирим), и в 1448 году при поставлении на Московскую митро-полию святителя Ионы (память 31 марта). Воспользовавшись отсут-ствием святителя, Асыка снова напал на ближайшие к Печоре зырян-ские поселения, убивая и грабя жителей. Не только зыряпе, но и вогу-лы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать Крещение. Озлобленный этим, Асыка совершил новое злодеяние. 19 августа 1456 года он убил святителя Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды. Тело святителя оставалось в течение 40 дней в гробе на месте кончины (так как ждали ответ на печальное известие о его преставлении), и, несмотря на знойное вре-мя, тление не коснулось его. Святитель был погребен в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественни-ка, святителя Герасима. Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года была установлена общая память (29 января) трем Великопермским святителям: Герасиму, Питириму и Ионе, преемственно сменившим друг друга на Усть-Вымской кафедре.
 

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОНЫ, ЕПИСКОПА ВЕЛИКОПЕРМ-СКОГО


Святитель Иона, епископ Великопермский, был пятым еписко-пом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского края святителя Стефана († 1396; память 26 апреля/ 9 мая) его преем-ником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре.
Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим († 1441; память 24 апреля/7 мая) и Питирим († 1455; память 19 августа/1 сентября); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг.
Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святите-ля Питирима митрополит Московский и всея Руси чудотворец Иона († 1461; память 31 марта/13 апреля и 15/28 июня) рукоположил со-именного ему благочестивого инока в епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь — главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном была учре-ждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пре-святой Богородицы.
Принимая место, обагренное кровью двух его предшественни-ков, святитель Иона безусловно понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междоусобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство. Присланная им сильная мос-ковская рать за 1458–1459 гг. установила в Пермских пределах относи-тельное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимав-шую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Пити-рима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь.
Заручившись такой поддержкой, святитель Иона смог все свои силы направить на укрепление Пермской Церкви. Главным делом жизни святителя стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся верований небольших, но очень воинственных народно-стей Великой Перми — остяков и вогулов. Являясь соседями уже кре-стившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры.
Подобно первосвятителю Пермскому Стефану, святитель Иона встретил на своем пути немало лишений, опасностей и гонений. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодуш-ный народ, поклонявшийся языческому истукану – Золотой бабе.
В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, святитель сумел зажечь светом Христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей (по некоторым сведениям, сына того самого Асыки, от руки которого принял кончину святитель Питирим).
С помощью этого князя, нареченного во Святом Крещении Ми-хаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов. За 1462–1463 годы проповедью слова Божия епископ Иона окончательно обратил в христианство народы Великой Перми, кото-рую он, по выражению летописца, «добавне крести».
На местах идольских капищ, куда народ привык стекаться для жертвоприношений, святитель строил храмы и открывал при них школы для обучения детей. Из Усть-Выми им были вызваны опытные и знавшие местные обычаи священники, способные продолжить дело просвещения новообращенной паствы. Деятельную помощь Пермско-му епископу оказали иноки Троицкой Печорской пустыни. Долгое время они выполнял обязанности приходских священников для хри-стиан, живших на реке Печоре. В главном поселении Перми Чердыни епископ Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Бо-гослова, на устройство которого, так же, как и на строительство хра-мов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода.
В 1468 году пермские земли пострадали от набега казанских та-тар. Святитель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадав-шим.
Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности православию. Об уважении и доверии, каким Пермский епископ поль-зовался у тезоименитого митрополита Московского Ионы, свидетель-ствует прочтение духовного завещания почившего в 1461 году перво-святителя собравшимся в Москве архиереям епископом Ионой.
За несколько лет до блаженной кончины, предчувствуя ее бли-зость, святитель Иона стремился побывать в каждом, даже самом от-даленном месте своей епархии, чтобы словом назидания укрепить но-вообращенных в христианской вере, предостеречь их от опасности возвращения к языческим привычкам и обычаям.
Пятнадцать лет длилось святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу.
По свидетельству летописца, «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в его епископии, близ мощей святых в церкви (Благове-щения Пресвятой Богородицы), по левую сторону Герасима и Питири-ма, епископов Усть-Вымских, чудотворцев, идеже все три вкупе почи-вают и чудеса творят и исцеления различные подают с верою прихо-дящим». Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при святейшем патриархе Гермогене и царе Василии Иоанновиче Шуйском.