В воскресение 3 ноября архиепископ Питирим совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Онежье Княжпогостского района.
Владыке сослужили настоятель храма игумен Антоний (Головин) и благочинный Княжпогостского района иерей Иоанн Карпунь.
На литургии в евангельском чтении прозвучала притча о богаче и Лазаре (Лк. 16: 19-31). Данная притча учит нас тому, что не богатство само по себе губит человека, а отношение к нему. Таким же образом бедность сама по себе не спасет человека. Богач оказался в аду по причине того, что, располагая столь великими материальными средствами, он не соизволил помочь нищему Лазарю, не замечая его совершенно. Его вина заключается в немилосердном отношении к Лазарю. Лазарь же оказался в раю не за одну нищету, но за то, что с достоинством претерпел все страдания, посылаемые жизнью. Перенося их, он сохранил веру и смирение.
В своей проповеди владыка Питирим прокомментировал некоторые аспекты понимания данной притчи. Во-первых, сюжет притчи построен вопреки представлениям сознанию ветхозаветного человека о благословении Божием. Согласно ветхозаветному учению богатство является одним из благословений Божиих и показателем того, что человек живет праведно. Господь щедро награждает праведника, за его праведность изобилием плодов земных, благополучием и успешностью во всех делах. Естественно сознавать то, что праведники заслуживают после смерти пребывание в раю, а грешники сойдут в преисподнюю. Однако в данной притче богач, который на первый взгляд сошел бы за праведника по одному из критериев ветхозаветных представлений о праведности, после смерти попадает в ад. Нищий Лазарь же наоборот после смерти попадает на лоно Авраамово – место пребывания всех праведников. Во-вторых, богач попросил Авраама омочить именно его язык. Возможно, это связано с тем, что богач много грешил своим языком. В-третьих, для того, чтобы уверовать в Бога, не обязательно увидеть какое-либо чудо, например чудо воскрешения из мертвых, как об этом просил богач Авраама в данной притче. Одним из самых основных путей познания Бога это чтение Священного Писания.
|