Информация

Телеканалы

Cюжеты "Союз"

Вконтакте

Поиск

Календарь

   

   

Православные сайты

Календарь

«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Block title

_


13:15
Архиерейское служение на Светлой Седмице в храмах Округа

Вся неделя после Пасхи — это одно великое торжество. Отцы Церкви повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы проводить время в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу вечером.

В эти дни нет места для рыданий о своих грехах. Все покаянные молитвословия из богослужения исключены, панихиды на Светлой седмице не служатся, а отпевание совершается по особому чину и большей частью состоит из радостных пасхальных песнопений.

В эти радостные дни архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим совершил ряд богослужений в храмах Центрального Церковного округа г. Сыктывкара.

***

В Светлый понедельник архиерея встречали в храме Казанской иконы Божией Матери местечка Кочпон. «Христос Ловзис!» — это пасхальное приветствие на коми языке уже не первый год видят все люди, приходящие в Светлые дни в Казанскую церковь.
В проповеди Владыка Питирим говорил об этих словах, которыми мы перед всем миром свидетельствуем о величайшем, удивительнейшем событии Воскресения Христова.
«Христос воскресе! Говоря эти слова, не много ли мы на себя берем? Ведь свидетельствовать можно только о том, что видели сами. Апостолы, когда им надо было принять в число двенадцати кого-то вместо Иуды, твердо знали, что это должен быть непременно один из тех, кто находился с ними от Крещения до Вознесения Господня.

Сегодня мы читали о самом великом свидетеле пришествия Христова. «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн». «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о свете» (Ин.1,6, 8). И как он свидетельствует? Он повторяет: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3, 2). Иоанн Креститель, тот, о ком Господь сказал, что нет ни одного пророка больше его, называет себя лишь гласом, на мгновенье прозвучавшим по воле Божией, чтобы возвестить приход Спасителя.

А мы с вами, произнося «Христос воскресе», заявляем себя свидетелями не только пришествия Христова, но и Его Креста, и Его славного Воскресения!
И помоги нам Бог, чтобы, когда мы произносим это пасхальное приветствие, люди видели на нашем лице ту небесную радость, с которой жены-мироносицы бежали от опустевшего гроба! А иначе свидетельство наше пусто и ложно. Благослови вас Господь! Христос воскресе! Воистину воскресе!»

***

Во вторник Светлой Седмицы, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, архиепископ Питирим отслужил Божественную литургию в Свято-Вознесенском храме местечка Кируль.
Вся Православная Россия, весь мир покланяется Честной Вратарнице – древней иконе Матери Божией, первообраз которой находится в Иверской обители на святой горе Афоне. Всякий раз, когда мы читаем акафист Иверской иконе Божией Матери, то припеваем: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские нам отверзающая!». Особенно понятны эти слова сегодня, потому что все шире становится путь, ведущий в погибель, все большее число крещеных людей, по ослеплению своему, следует этим путем. Все более узким становится путь, ведущий ко спасению, он требует от каждого решимости, осторожности, благоразумия, любви к Богу. Вот почему Царица Небесная не оскудевает в своем невидимом предстательстве за людской род, но постоянно молится, чтобы чада Церкви Христовой не отошли от спасительного пути.

Размышляя в проповеди о великой любви Пресвятой Богородицы ко всем нам, Владыка Питирим сказал: «Каждый православный христианин хоть раз с горечью думал: «Я подхожу к иконе и вижу на ней Свою Мать. Я прикасаюсь устами к иконе и получаю благодатное укрепление от Нее. Я стою перед Образом Девы, Родившей Христа, и с болью в сердце осознаю свои грехи против Него». И рождается в душе человека потребность изменить себя, покаяться. Чтобы не стыдно было поклониться Той, Которая предстояла Кресту с Сыном Божиим – нашим Спасителем.

Пресвятая Богородица Вратарница напоминает нам, что единственный путь к Богу – это молитва. По заповеди Иисуса Христа, нам должно всегда в молитве искать милости Божией, всегда стучать в двери милосердия Господня, всегда просить Бога, чтобы Он не закрыл пред нами врата Своего Царства. Да поможет нам Пресвятая Богородица, Заступница наша!»

***

В среду Светлой Седмицы совершалось празднование еще одной иконе Богородицы – Касперовской. Она не так известна, как Иверская, архиерей в этот день служил в местечке Давпон, но  эта икона очень трогательна: Матерь Божия и Богомладенец прильнули друг к другу щеками, Сын нежно обнимает Свою Мать.
История этой чудотворной иконы началась в те времена, когда российский престол принадлежал императрице Елизавете Петровне. Она считается великой святыней Одессы и Херсона, потому что во время войны 1853-1855 годов защитила Одессу от вторжения неприятельских войск. Икона была признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году. До этого образ хранился у помещицы Иулиании Иоанновны Касперовой, которая получила его по наследству как родовую святыню в 1809 году.

В среду Светлой Седмицы читается отрывок из Евангелия от Иоанна, повествующий о призвании Христом первых учеников, этому посвятил свою проповедь Владыка, в частности, он сказал: «Евангелие сегодня говорит о первых учениках Господних, а книга Деяний Апостолов о том, как они впервые вышли на проповедь. Между этими двумя событиями прошло немногим более трех лет.

Все это время Апостолы неотлучно были со Христом, много слышали, много видели, и даже сами могли исцелять больных и изгонять бесов. Но нельзя сказать, чтобы за эти три года они заметно изменились. Они сомневались, недоумевали, спорили. А впоследствии и боялись, и отрекались.

Но вот проходит еще несколько дней, и ученики дерзновенно выходят на улицу и перед многотысячной толпой проповедуют Христа. И это уже другие люди. Они не оглядываются назад, не боятся ни угроз, ни страданий. Они ни во что ставят и саму смерть.

Что же произошло за эти несколько дней? А произошло то, чему были посвящены богослужения Страстной седмицы и последующих Светлых дней. Учитель осужден, убит и погребен, и вдруг в третий день явился воскресшим! И не так, как сын наинской вдовы или как Лазарь, которые получили только временную отсрочку. Христос воскрес, чтобы не умирать вовеки; явился в новом, духовном теле, которому уже ничто не может причинить вреда. Воскрес и явился, чтобы воскресли все мы, чтобы не боялись смерти, не привязывались к земному. Мы должны жить так, что в наших лицах люди видели, что Христос воистину воскрес».

***

Помимо апостолов, у Господа нашего Иисуса Христа были тайные ученики, в их числе известны Иосиф Аримафейский и Никодим. Ночная беседа Христа с последним читалась в Светлый Четверг на Божественной литургии. Этот евангельский текст звучал и на подворье Кылтовского Крестовоздвиженского женского монастыря в Сыктывкаре, где в этот день служил архиепископ Питирим. В своем слове к прихожанам он рассказал о смысле этого фрагмента Евангелия: «Перед нами – долгая беседа с Никодимом. Главное здесь – необходимость духовного рождения для человека. Никодим ждет скорого прихода Царства Небесного. Но Христос говорит, что мы не будем годны для него, если духовно не изменимся, то есть не родимся заново. У нас должно быть новое естество, новые принципы, новые цели. Кто не родится свыше – не сможет увидеть Царства Божия, не сможет понять, о каком Царстве идет речь, не примет никогда его утешения. Это возрождение необходимо и для земной жизни, а уж тем более для вечной, потому что невозможно вкусить блаженство, не будучи святым».

***

Завершилась Светлая седмица Фоминым воскресением, в которое архиепископ Питирим совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы микрорайона Орбита. Поздравив всех присутствующих со Светлым Христовым Воскресением, Владыка произнес проповедь, посвященную воскресному дню.
«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Мы сегодня совершаем память святого Апостола Фомы; о нем все знают, что он усомнился в воскресении Христовом; и мы редко задаем себе вопрос о том, кто же он был, какой он был человек, почему он мог усомниться?
Кроме того места, где вспоминается о его избрании Спасителем на апостольство, мы читаем в Евангелии об Апостоле Фоме только два раза. И первое место такое значительное: когда Христос говорит Своим ученикам, что Ему надлежит вернуться в Иудею для того, чтобы воскресить Своего друга Лазаря, ученики стараются Его уговорить остаться вдали от убийственного, опасного Иерусалима; и только Фома говорит: «Пойдем с Ним и умрем с Ним…». Еще до Воскресения Христова, когда ученики видели во Христе только наставника, он был готов по любви и верности к Нему просто с Ним умереть, не защитить Его, ни на что не надеяться, а только разделить с Ним Его судьбу…

И вот этот человек не может поверить, что Христос воскрес. Почему? Не потому ли, что до того, как Дух Святой сошел на Апостолов, они оставались теми же робкими, колеблющимися людьми? Как он мог поверить, что воскрес Христос, когда единственное свидетельство о Его воскресении было в том, что эти ученики ликуют, радуются… и остаются при этом теми же самыми людьми, какими были раньше?

Чтобы принять весть о воскресении, ему нужна была другая достоверность. Он понимал, что если воскрес Христос, то все на свете изменилось, что мы живем теперь в новом мире, потому что действительно вошел Бог в этот мир и его преобразил.
И когда Спаситель встал перед ним, Фома уверовал, потому что во Спасителе было сияние вечной жизни. Он предстал перед Своими учениками уже не как тот Иисус из Назарета, который был их учителем, а как воскресший Господь, в силе и славе Своего воскресения.

И увидав Его, распятого Христа, во славе Воскресения, Фома поклонился Ему и произнес последнее, торжествующее свидетельство, которое мы должны пронести через мир, через нашу жизнь и через жизнь мира: ГОСПОДЬ мой и БОГ мой!..

Но те, кому мы расскажем о Воскресении Христовом, как могут они поверить, если мы не сможем явить ни силу, ни славу Воскресения? И потому мы, верующие в Воскресение Христово, должны стать людьми, которые веруют в жизнь вечную, мы должны жить жизнью воскресшего Христа, жизнью Божественной…

Тогда мы не боялись бы смерти, не боялись бы страдания, не боялись бы ничего на свете, потому что этой жизни не может отнять у нас никто. Мы шли бы тогда убедительными свидетелями того, что воскрес Христос, потому что другие видели бы в нас людей, научившихся любить и верить в человека, надеяться и все побеждать, отдавая себя в радости Господу Воскресшему. Аминь».
И вот Царские врата закрылись. Со следующей недели снова начинаются постные дни и покаянные молитвы… Но будем же помнить, что Пасха длится до Вознесения, а в наших сердцах она вечна. Никто не может отнять у нас сияющей радости Воскресения Христова, если мы сами не уничтожим ее в себе. «Христос воскресе! Воистину воскресе!» — пусть эти святые слова живут в душе всегда, ибо только в них смысл нашей жизни.

***

После службы и Крестного хода архиепископ Питирим посетил Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов, где поздравил его жителей с праздником Светлой Пасхи, после чего в интернате состоялся праздничный концерт с участием коллективов города Сыктывкар.

Елена ОРЕХОВА
Источник: 
Сайт Сыктывкарского Центрального Церковного округа.

Просмотров: 1316 | Добавил: fakultet | Рейтинг: 5.0/2