Меню сайта
Информация
Cюжеты "Союз"
Вконтакте
Поиск
Полезные ссылки
Календарь
Block title
_
20:29 Экспертный материал Владимира Теребихина к Дню трезвости | |
Владимир Теребихин. Экспертное мнение: Некоторые идеи к проектированию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения в РК (к Всероссийскому дню трезвости)
11 сентября в России при поддержке Министерства здравоохранения в стране состоялся Всероссийский день трезвости. Первое празднование Дня трезвости состоялось более 100 лет назад, в 1911 году в Санкт-Петербурге, под лозунгом «В трезвости счастье народа». А 11 сентября 1913 года этот день стал официальным праздником, поддерживаемым церковью. До революции в этот день закрывали винные лавки, прекращали продажу алкогольных напитков. Дату празднования выбрали не случайно. В Православной Церкви 11 сентября — день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, пророка, которого царь Ирод приказал убить во время пьяного пира. Традицию его празднования в 2014 году возобновила Русская Православная Церковь Цель праздника — популяризация трезвого образа жизни. В этот день по всей стране, в том числе и республике состоялись различные мероприятия: спортивные праздники, концерты, уличные акции, семейные конкурсы и фестивали. В ряде субъектов РФ в этот день запрещена продажа спиртного. Об участии Сыктывкарской и Коми – Зырянской епархии в проведении Всероссийского дня трезвости можно познакомиться по ссылке (11 сентября - всероссийский день трезвости - 12 Сентября 2024 - Сыктывкарская епархия (syktyvkar-eparchia.ru)) К Всероссийскому дню трезвости эксперт ОПРК и ГБУ РК Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина, кандидат философских наук, политолог, заслуженный работник Республики Коми, государственный советник РК 2 класса Владимир Теребихин подготовил экспертный материал «Некоторые идеи к проектированию государственной региональной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения в Республике Коми». Как отмечает эксперт, озабоченность общественности, представителей РПЦ и органов государственной власти проблемой алкоголизации населения в регионе основывается на объективной оценке, сложившейся сложной алкогольной ситуацией в республике.
Как отмечается в докладе, «основой для составления рейтинга стали данные по числу умерших от отравления алкоголем, количеству больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом «алкоголизм» и «алкогольный психоз», преступлениям, совершенным нетрезвыми россиянами, а также региональному объему проданной в регионе алкогольной продукции в литрах чистого спирта. Кроме этого, при составлении рейтинга учитывалось число правонарушений, связанных с незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, действие регионального антиалкогольного законодательства, число часов запрета продажи алкоголя в сутки, а также количество дней в году, когда полностью запрещена продажа алкогольной продукции. Учитывался объем продаж по следующим видам алкогольной продукции: водка, ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта свыше и до 25%, коньяк и коньячные напитки, вино натуральное и игристое, винные напитки, пиво».
По данным экспертов проекта «Если быть точным» по уровню пьянства, алкоголизации регион относится к группе субъектов, где эта проблема выражена выше среднего Где в России больше всего пьют и умирают от алкоголя: рейтинг «Если быть точным» (tochno.st)
Анализ смертности от внешних причин показал, что за 3-летний период с 2020 по 2022 годы средний уровень смертности от внешних причин, связанных с алкоголем среди совокупного населения Республики Коми составил 56,6 на 100 000 населения, от хронический алкоголизм; 5,3 алкогольные психозы; 0,5 болезни печени; 32,3 хронический панкреатит; 3,2 кардиомиопатии; 24,7 дегенерация нервной системы; 6,7 кардиомиопатии – 9,2 и от алкогольной болезни печени – 16,7 на 100 000 населения.
Высокий уровень алкоголизации населения снижает эффективность реализации в регионе комплекса государственных политик обеспечивающих процессы народосбережения, достижения социогуманитарных целей национального развития в республике, является одним из факторов роста смертности, снижения рождаемости, высокому уровню разводов, преступности, самоубийств, убийств и других негативных форм девиантного поведения. По нашему мнению, одной из многомерных причин формирования сложной алкогольной ситуации в республике является отсутствие научно-обоснованной, обсужденной с экспертным сообществом и населением республики, системной, отраженной в нормативных актах, имеющей статус государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения в Республике Коми. Принимаемые органами государственной власти меры по снижению уровня алкоголизации, как показывают приведенные выше данные алкоголизации населения, по своему содержанию и эффективности неадекватны остроте проблемы алкоголизации населения республики. Им присущи неопределенность, противоречивость, непоследовательность, односторонность. Пока их содержание ограничивается в основном формальными административно-правовыми мерами по контролю за производством и оборотом алкоголя и формальными, спонтанно определяемыми ограничениями доступности спиртных напитков. Хотя, как известно, причины приобщения населения к алкоголю лежат не в сфере производства и продажи спиртных напитков, а в сфере человеческих, духовно-нравственных, социально-психологических отношений, конкретных жизненных условий. Причины массовой алкоголизации — это сложная совокупность самых разнообразных по содержанию и значимости условий и факторов. И только обеспечение необходимого воздействия на всю совокупность может стать средством достижения позитивных изменений в сложившейся ситуации. А поэтому меры по запрещению и ограничению доступности спиртных напитков (при всей их важности и значимости) не могут составлять основного содержания региональной государственной алкогольной политики. При этом, конечно же, научно-обоснованный комплекс мер по снижению фальсифицированной и контрафактной алкогольной продукции, внедрение современных стандартов производства и оборота алкогольной продукции, организация эффективного контроля (надзора) за соблюдением заложенных в них требований, набор научно-обоснованных и согласованных с общественностью мер по регулирования доступности алкоголя (в том числе и проблеме «наливаек»), является важнейшим компонентом алкогольной политики. И хотя эти ограничения сами по себе не в состоянии изменить уровень потребности населения в алкоголе, при разумном применении они способны уменьшить негативные последствия употребления алкоголя. Необходимо иметь ввиду, что каждая из ограничительных алкогольных мер имеет свои рамки или пределы, переход за которые делает их неэффективными или даже порождает отрицательный эффект, создавая конфронтацию властей, бизнеса и населения. Несмотря на остроту проблемы в республике нет комплексного закона, регулирующего вопросы профилактики и борьбы с алкоголизмом, а также лечения и социальной реабилитации больных алкоголизмом. Отсутствие четкого определения полномочий, связанных с деятельностью по вопросам профилактики и борьбы с алкоголизмом, затрудняет реализацию необходимых мер по осуществлению качественной профилактической работы, приводит к ослаблению межведомственного взаимодействия. Исходным положением в оценке существа проблемы пьянства и алкоголизма должно стать ее понимание как высоко социально значимой, системной, многоуровневой и многоаспектной проблемы, в центре которой находится личность, взаимодействующая с социальной средой. Защита личности от негативных влияний, формирующих у нее зависимость от алкоголя, обеспечивается воздействием средовых факторов разного уровня: семьи, малых неформальных групп, коллективов, других различных социальных институтов, общества в целом. Объектом защиты должны явиться не только больные алкоголизмом или члены их семей, но и все граждане, так или иначе страдающие от негативных последствий пьянства и алкоголизма, а главное - подрастающее поколение. Исходя из вышесказанного, и учитывая политические установки Президента России о необходимости системной деятельности в сфере осуществления государственной гуманитарной политики и, в том числе, политики противодействию злоупотребления алкоголем, как мы полагаем, среди комплекса первоочередных государственно-управленческих мер, должно быть принятие решения Правительства РК о разработке научно обоснованной, теоретико-прикладной «Концепции государственной алкогольной политики в Республике Коми». Можно предложить ряд других возможных вариантов ее формулировки: государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения или государственная политика по противодействию злоупотребления алкоголем. При этом, во всех европейских странах эта политика называется алкогольной политикой. Кроме того, поясним, что государственная политика не может быть антиалкогольной, поскольку тогда необходимо прекратить производство и продажу всей алкогольной продукции, запретить потребление спиртного в стране. Антиалкогольной может быть только система государственного антиалкогольного воспитания населения, прежде всего, молодежи, как важнейшая составная часть государственной алкогольной политики. При этом, безусловно, что приставка «анти» в полной мере применима в номинировании следующих государственных политик: антинаркотическая, антикриминальная, антикоррупционная. Оформленная законодательно, данная концепция может быть положена в основу проектирования «Стратегии государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения в РК», принятия широкого комплекса мер, реализация которых, будет способствовать повышению эффективности усилий Правительства РК, Госсовета, институтов гражданского общества по решению проблемы пьянства и алкоголизации, в том числе:
Что необходимо сделать для проектирования концепции алкогольной политики в РК.
В ее состав необходимо включить государственных служащих, отвечающих за осуществление проблем профилактики алкоголизма: министерство здравоохранения, министерство труда и социального развития, минкульт, минспорт, МВД, прокуратура, министерство образования и науки, молодежной политики и науки, минэконом, Комистат, минсельхоз, Госсовет (комитет по социальной политике, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, минюст и ряд других; В ее состав также необходимо включить общественников: представителей общественных объединений, занимающихся проблемой профилактики алкоголизма и наркотиков, в том числе, Общественной палаты РК, Коми регионального отделения партии «Единая Россия», Коми регионального отделения Общероссийского народного фронта, Коми регионального отделения ВРНС, представителей традиционных религиозных конфессий. Основная задача экспертной группы - проектирование научно обоснованной концепции государственной алкогольной политики Республики Коми В ней должны быть:
В идеальном варианте концепция должна вобрать в себя всю совокупность научных знаний в области проблем пьянства, алкоголизма и науки о трезвости (собриологии). Для проектирования концепции возможно заключение соглашения о сотрудничестве Правительства РК с проектом «Трезвая Россия» При разработке концепции необходимо учесть:
При проектировании концепции следует использовать основные положения:
При разработке концепции и стратегии необходимо учесть требования Президента России по снижению уровня алкоголизации населения:
Проект «Концепции государственной алкогольной политики Коми (или государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Коми)» необходимо представить на обсуждение Общественной палате РК и населению региона. Первоочередной задачей экспертной группы является подготовка экспертного аналитического доклада, в котором должна быть представлена вся многомерная совокупность проблем алкогольной ситуации в республике, дана системная и интегральная оценка алкоголизации населения и деятельности органов государственной власти в сфере алкогольной политики. Это позволит представить объективную картину алкогольной ситуации в регионе, в том числе, среди различных его социальных групп, распространенности пьянства в городах и районах. Такой доклад в перспективе должен быть иметь статус ежегодного государственного доклада. Отметим, что пока органы государственной власти не располагают системной, научно-обоснованной информацией о состоянии алкогольной ситуации в республике. Для подготовки доклада, в дополнении к данным государственной социальной статистики, информации всех министерств и агентств, служб, информации правоохранительных органов и медико-наркологических служб, общественных объединений, необходимо организовать проведение социологических, социально-психологических исследований проблем алкоголизации населения республики, изучение мнения населения об отношении к проблеме алкоголизации и о государственной алкогольной политике, а также, изучить предложения населения по формированию этой политики. Для повышения научного уровня проектирования концепции государственной алкогольной политики рекомендуется провести региональную, с участием известных российских ученых и экспертов, научно-практическую конференцию по проблемам формирования и осуществления эффективной государственной алкогольной политики. Ее рекомендации могут быть использованы:
Ослаблению остроты, сложившейся в республике крайне неблагоприятной алкогольной обстановки, уменьшения ее разрушительного воздействия на различные сферы жизнедеятельности, отвечала бы разработка и претворение в жизнь соответствующего республиканского закона «О профилактике алкоголизации населения Республики Коми» или "О социальных основах государственной алкогольной политики Республики Коми" В данном законе, на основе новой концепции государственной алкогольной политики, необходимо законодательно закрепить:
В контексте реализации новой алкогольной политики рекомендуется разработать обновленную редакцию республиканской целевой программы по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Республики Коми, программы предупреждения пьянства и алкоголизма. Она должна быть не просто планом управленческих мероприятий, а в полном смысле слова основополагающим, программным документом, принятым с участием самого населения и экспертного сообщества. В ней должны быть представлены меры и по научному, аналитическому сопровождению и обеспечению, включая организацию социологического мониторинга алкогольной ситуации, факторов, причин и региональных условий, детерминирующих «расширенное воспроизводство в республике пьянства и алкоголизма», постоянно-действующая система координации и контроля осуществления региональной алкогольной политики. Реализация программы подготовленной на новой концептуальной основе позволит преодолеть ошибки и недостатки прежних антиалкогольных кампаний и в долгосрочной, но достаточно реальной перспективе ослабить остроту алкогольной ситуации в регионе и уменьшить ее негативные последствия. Чтобы алкогольная политика оказалась эффективной и для власти и для населения необходимо обеспечить ее легитимность, то есть признание ее справедливости и законности самими потребителями алкоголя, которые составляют подавляющее большинство населения республики. В противном случае, население «проголосует» против нее — поиском нелегальных и суррогатных источников алкоголя и обострением различных форм антисоциального поведения.
Автор текста: Владимир Теребихин | |
|