иерей Максим Стыров
Храм святого благоверного великого
князя Александра Невского
Сыктывкарской епархии Русской Православной Церкви;
Институт социально-экономических
и энергетических проблем Севера
ФИЦ «Коми научный центр Уральского отделения
Российской академии наук»
styrovmm@mail.ru
Тема патриотизма вызывает острые дискуссии в современном российском обществе. С одной стороны, это понятие часто выдвигают как национальную идею, как высшую ценность для человека и даже почти как обоснование истинности или конечную цель православной веры. С другой стороны, в противовес этой крайности, патриотизм иногда отвергают и клеймят как инструмент государственного манипулирования людьми, как проявление шовинизма и милитаризма, а в отношении веры – чуть ли не как богоотступничество и идолослужение. В чём же состоит истинное православное понимание патриотизма?
Под этим словом мы, согласно словарю Сергея Ивановича Ожегова, будем понимать преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу . Происходит понятие патриотизм от латинских слов «patriōta» – «любящий отечество» и «patria» – «отец», а также древне-греческих «πατριώτης» – «земляк, соотечественник» и «πατήρ» – «отец». Значит, духовные корни его надо искать в отношениях человека с родителями и с Богом – Отцом всего сущего.
Как известно из первых страниц Библии, Господь Бог сотворил человека по образу Своему (Быт. 1, 27), сотворил как два различных пола, соединённых в семье, дал им благословение плодиться и размножаться и наполнять землю и обладать ею (ст. 27-28), нарекать имена животным и птицам (Быт. 2, 19), а также возделывать и хранить райский сад, позволив вкушать от всех деревьев, кроме запретного (ст. 15-17).
Из этого следует, что изначально земная жизнь и деятельность человека дана ему как испытание и как школа для духовного, нравственного и физического развития, а также как задание по совершенствованию и освящению всего мира и приведению его к Богу. Преподобный Максим Исповедник писал об этом так: «Итак, если умы сотворены, то всяко и движутся, как по естеству движимые от начала по причине сотворения, к концу же – по произволению ради благобытия. Ибо концом движения движимого является само благобытие в вечности, как и началом – бытие, каковое есть Бог, Который и бытия Податель и благобытия Дарователь, как Начало и Конец» .
Далее. В результате грехопадения труд для мужчин и деторождение для женщин во многом утратили свою изначальное божественное содержание, но общая суть жизненной цели не изменилась, а только дополнялась ожиданием Спасителя. Что касается возникновения именно отдельных народов, то в четвёртой главе книги Бытия Священное Писание повествует нам о взаимном отгораживании людей друг от друга, а в 11 главе – о разделении языков из-за гордости в ходе Вавилонского столпотворения. Казалось бы, в этом процессе видна лишь отрицательная сторона жизни. Однако, через призвание Авраама (глава 12), исход евреев из Египта и дальнейшую историю израильского народа видно, что Сам Бог пользуется национальным вопросом для достижения Своей главной цели – прихода в мир Христа через Пресвятую Деву Марию, воспитанную и подготовленную многими поколениями (ср. Мф. 1; Лк. 3).
Сам же Господь, воплотившись, подчиняется обрядовому ветхозаветному закону и подчёркивает по временам Своё особое отношение к родной нации и городу Иерусалиму (ср. Мф. 15, 24; Лк. 19, 41-44). Однако после Воскресения Иисус Христос посылает апостолов учить и крестить все народы земли, а на десятый день после Его вознесения на них сходит благодать Святого Духа, дающая им чудесную возможность говорить на разных языках. В кондаке праздника Святой Пятидесятницы об этом поётся так: «Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятаго Духа», а в переводе на русский так: «Когда сошел Всевышний и языки смешал, / Он этим разделял народы; / когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, / и мы согласно славим Всесвятого Духа». То есть, кратко говоря, через Сына Божьего все народы потенциально воссоединяются в духовную Семью – Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, Новый Израиль. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе», – скажет об этом апостол Павел (Гал. 3, 28).
Тут важно понять тайну троической любви, открытую нам через Святое Богоявление: Бог един по существу, но троичен в Лицах – Отец и Сын и Святой Дух, Троица Единосущная и Нераздельная . То есть соединиться и быть вместе, любить друг друга – не значит потерять индивидуальные особенности и раствориться в другом, но наоборот: дополнять друг друга, являть разнообразие в единстве, уважать свободу другого и так далее. Аналогично мы исповедуем соединение божественной и человеческой природ в Едином Лице Иисуса Христа: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (орос IV Вселенского собора). Такое созерцание Бога ведёт и к стремлению осуществлять это неслиянное единство во всех аспектах жизни: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4).
Разумеется, и апостолы, чувствуя себя гражданами Царства Небесного (ср. Флп. 3, 20), не забывали о своей национальной принадлежности: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь» (Рим. 9, 2-5). Они подчёркивали важность заботы о родной семье: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8) и о родине: «Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести ˂…˃ Отдавайте всякому должное: кому по́дать – по́дать; кому оброк – оброк; кому страх – страх; кому честь – честь» (Рим. 13, 7).
Важно подчеркнуть, что отчизна в христианском понимании не отождествляется полностью с государственной властью, хотя и во многом тесно связана с ней. Родина – это некоторая совокупность людей, культуры и природы, соединённых особенностями жизни, мировоззрения, событий, которая может обозначаться в любых масштабах – от кровной семьи до Вселенной. Поэтому служение Родине – это не политическая программа и не уничижение «не наших», а забота о людях и о мире в той их части, которая по рождению и воспитанию предоставлена тебе Богом. «Служи́те друг другу, каждый тем да́ром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую даёт Бог, дабы во всём прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков» (1 Пет. 4, 10-11).
Новый завет даёт нам такое понимание небесной и земной любви: земное – это путь, испытание, приобретение и предварительное осуществление небесного: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк. 16, 10-12). Прекрасно об этом повествует и притча о талантах (Лк. 19, 11-27).
Православная вера учит нас разделять и отвергать зло от добра, но соединять даже несоединимое: через заботу и служение семье, родине, своему делу – отчасти познавать непознаваемого Бога: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4, 16). Все земные и духовные интересы христианина как бы выстраиваются в единую линию или пирамиду, на вершине которой находится Вседержитель. Преподобный Паисий Афонский говорил: «Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьёй, ни с деревней, ни с Родиной».
Выделять свою родину (а равно и супруга и супругу, детей, родителей, профессию, нацию, страну и проч.) среди других – не значит превозносить и слепо оправдывать недостатки, но значит любить именно как близкое, родное, в большей степени присущее именно тебе, данное тебе по обстоятельствам жизни как упражнение по совершенствованию: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Национальный патриотизм в христианстве –это не знак вражды против других народов, а под условием подобающего уважения и заботы о спасении всех. «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите», ¬– сказано святым первоверховным апостолом Петром (1 Пет. 2, 17).
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви об этом написано так: «Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ» . Можно сказать, что человек должен активно, но деликатно стремиться к тому, чтобы вера была не только его личным делом, но и постепенно созывала всех в единое Собрание Божие (др.-греч. ἐκκλησία – собрание, церковь) – от близких родственников до далёких туземцев – как «птица собирает своих птенцов под крылья» (Мф. 23, 37).
Но справедливо указано и то, что «национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания» .
В послании к Ефесянам апостола Павла есть такие слова: «Преклоняю колени мои перед Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3, 14-15). Их можно понять именно как указание на то, что всякая иерархичность, всякое отцовство, родительство и начальство в жизни берёт своё начало от Бога и поэтому требует уважения и почтения. Святитель Феофан Затворник об этом рассуждал: «Так устроен мир, что высшие, старейшие пекутся о низших и младших и благоустрояют их. Первые в сем отношении суть отцы для последних. Высшие – чины Ангельские, передающие приемлемый ими от Бога свет низшим, суть в сем отношении отцы их. Между людьми попечительнейшие лица о меньших суть естественные отцы, деды, родоначальники, затем цари, начальники и, – в духовном отношении, – пастыри Церкви; и люди не только первых, но и сих последних именуют отцами. Это отчество присвояется им по образцу отчества Отца Небесного, потому что они являют в себе Его о всех попечительность, – Он им усвояет часть её» .
Потому у нас и именуются терминами «отец» и «мать» и служители Церкви, монашествующие, и крёстные, и царь в былые времена, и Родина, и отцы города, и отцы-командиры, и отцы в науке и так далее. Тут нет нарушения заповеди Спасителя «отцом себе не называйте никого на земле» (Мф. 23, 9). Речь ведь идёт не о формальном применении слова «отец», ибо тогда и родного папу мы не могли бы так именовать, а об отнесении божеской почести именно Богу-Творцу.
Святой Александр Невский как раз и являет нам пример такой жизни. Через служение Богу он находит силы и вдохновение правильно и даже чудесно выстраивать земные дела: семейную жизнь, управление государством, ратные подвиги, помощь нуждающимся, заботу о Церкви и другие. Через всё это он приобретает новые дары божественной благодати и Небесное Царство, в котором продолжает помогать людям молитвой. В службе ему поётся: «Богому́дре Алекса́ндре, вели́кій кня́же, блаже́нъ еси́, я́ко блаже́нство наслѣ́довалъ еси́, его́же ра́ди вся́ земна́я презрѣ́въ, неотло́жно того́ взыску́я, ни́щія удовли́лъ еси́, сиро́тъ пита́тель, плѣ́нныхъ свободи́тель бы́лъ еси́. Тѣ́мъ въ нестарѣ́емую ра́дость вше́лъ еси́ Го́спода твоего́, Ему́же со а́нгелы предстоя́, моли́ вѣ́рою пою́щимъ тя́ гобзова́ніе ‹т.е. изобилие› щедро́тъ пода́ти и грѣхо́въ оставле́ніе» (Минея за 23 ноября, малая вечерня, стихиры на стиховне).
Замечателен его ответ монгольскому хану: «Я кланяюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари я не стану кланяться. Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь» . Это показывает, что почтение и служение земным делам и даже правителям не противоречит любви и верности Единому Богу, если не переходит определённых границ, не сопровождается обожествлением. Этот же богословский подход просматривается в вероопределении VII Вселенского Собора о святых иконах: «Честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз, и поклоняющийся (προσκυνῶν) иконе поклоняется (προσκυνεῖ) существу (τῆν ὑπόστασιν) изображенного на ней».
Надо уяснить ещё один момент, ярко выделяющийся в житии святого князя и часто вызывающий нарекания в адрес Церкви в контексте полемики о патриотизме. Это возможность применения физической силы для борьбы с врагами. Понятно, что Христос дал нам магистральный путь личного спасения через смирение, кротость и даже жертвенность. Но в общественном измерении продолжает действовать закон сдерживания зла, в том числе через механизмы принуждения: армию, полицию, тюрьмы и так далее. Неуместно сейчас погружаться в долгий анализ библейских текстов по этому вопросу, переадресуем только желающих к нескольким статьям протоиерея Александра Григорьева .
Добавим же к этому следующее. Во-первых, спросим, будет ли апологет пацифизма и «непротивления злу насилием» спокойно наблюдать, как хулиган обижает его старенькую маму, беременную жену и беспомощного младенца, или всё-таки как минимум будет сдерживать его или обратится за помощью в правоохранительные органы?
А, во-вторых, вспомним, что Иисус Христос однажды Сам не ограничился словами и не воспользовался божественной силой для сотворения чуда, но именно Своей человеческой природой применил физическое насилие для изгнания торгующих из храма (Мф. 21, 12-13). Оставим за рамками дискуссии вопрос о возможных границах такого действия, на факт есть факт: если Спаситель дал некий пример, значит в принципе это возможно и для Его учеников: «Верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12). Святитель Филарет Московский говорил: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите врагов ваших» . Лучшие проявления такого праведного гнева и называются героизмом. При этом в нынешние времена информационных, демографических, экономических и иных войн, полагаем, уместно применять понятие героизма и в отношении тех, кто положил «душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13) не только на фронте, но и в обыденной жизни.
Итак, именуемая патриотизмом любовь к Родине – это сложное духовно-нравственное понятие, которое при должном отношении не противоречит православной вере, а раскрывает и осуществляет её в повседневной жизни, по слову Богочеловека: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 14-16).
Литература
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового заветов в синодальном переводе.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование : ОНИКС, 2012.
3. Максим Исповедник, преподобный. Амбигвы к Иоанну. Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/ambigvy_k_Ioannu
4. Филарет Московский, святитель. Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М.: Сибирская Благозвонница, 2013. – 160 с.
5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
6. Феофан Затворник, святитель. Толкование на послание святого апостола Павла к Ефесянам. Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-efesjanam
7. Житие святого благоверного князя Александра Невского, изложенное святителем Димитрием Ростовским. Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/719
8. Александр Григорьев, протоиерей. Священное Писание о войне и воинском служении. Электронный ресурс. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/1324.html
9. Александр Григорьев, протоиерей. Святые отцы Церкви о войне и воинском служении (часть 1). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080509110018.htm
10. Александр Григорьев, протоиерей. Святые отцы Церкви о войне и воинском служении (часть 2). Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.pravoslavie.ru/1349.html
11. Филарет Московский, святитель. Слово в неделю 19-ю по Пятидесятнице. 1806-1808 гг. Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova-i-rechi/452
|