Так начинались письма чудесного, поистине Божия человека, - игумении Серафимы (в миру – Веры Андреевны Волочковой), настоятельницы женского Серафимовского монастыря в селе Ыб, что в Республике Коми.
Некоторое время назад я, тогда ещё только начинавшая серьёзно ходить в церковь, узнала о матушке из светской газеты. Журналист, известный своими статьями-путешествиями со скандальными, циничными, подчас шокирующими подробностями, вдруг сменил тематику – и восторженно писал о подвижнице из северного края. О том, как голосят бесноватые при её крестном знамении, как по матушкиной слёзной молитве о больном ребеночке икона Божией Матери источила целебное миро… Но для меня, помнится, гораздо большим чудом виделось то, что хрупкая немолодая женщина с несколькими юными сестрами начали столь трудное дело – строительство обители практически на пустом месте! Недолго думая, я вырезала из газеты адрес и взялась за ручку и бумагу. Писала обо всем. Просила молитв и наставлений. Говорила о себе и своей жизни. Спрашивала, чем помочь строительству обители. Уже опустив письмо в почтовый ящик, до слез корила себя: зачем отвлекаю внимание такого человека, ведь у нее и так хлопот хватает?! А через считанные дни – держала в руках конверт, исписанный острым, неровным почерком, который так скоро станет для меня родным. «Божие вам Благословение!..» Матушкин ответ укреплял в вере, подсказывал, как спуститься с «небес» восторженного неофитства на твердую «землю» терпения и упования. Матушка Серафима писала о строительстве храма в честь Иверской иконы Божией Матери, о монастырском хозяйстве, а еще сама просила нас, грешных, молиться о ней: труженица-игумения беспокоилась, что тяжелый недуг не позволит работать в полную силу…
Матушкины письма. Слова простые, безыскусные, идущие от закаленного севером, стойкого, мужественного сердца. Как помогали они в трудную минуту! Сейчас стыдно за свой эгоизм, а тогда, помнится, писала ей обо всех заботах - нелады в семье…ребенок болен…на работе у мужа беда… Кротко и терпеливо отвечала матушка на каждое письмо. Особенно благословляла матушка молиться Божией Матери «Экономиссе». Молилась я в те дни и перед другой иконой – Иверской, в честь которой где-то за сотни километров от моего дома силами нескольких смиренных женщин-богомолиц возводился храм.
Однажды мне предстояла поездка в Москву, в суете совсем забыла выполнить обещание – выслать пожертвование на монастырь. Собиралась уже отправлять перевод по приезде в столицу, как вдруг подсела ко мне поезде верующая женщина. В беседе выяснилось, что живет она как раз в Коми, причем недалеко от Серафимовской обители и вполне может передать насельницам моё пожертвование! Об этой Богом устроенной встрече я в тот же день написала дорогой матушке.
Год назад письма из монастыря прекратились. Я перечитывала прежние послания матушки, пока - странное совпадение – все они, кроме двух небольших поздравлений, непонятным образом не исчезли из дома. Именно тогда, в ноябре, я получила письмо из обители. Почерк и подпись были не матушкины…
«Может быть, Вы не знаете той печальной новости, что матушка Серафима мирно отошла ко Господу 18 мая 2005 года. Похоронили здесь, рядом с часовней св. Стефана Великопермского», - писала насельница обители инокиня Серафима. А на декабрь, по ее словам, было назначено освящение и открытие нового и первого в монастыре храма – Иверского. Радостно сообщалось, что на Покров Владычицы явилось мироточение двух образов – Жировицкой иконы Божией Матери и св. Серафима Саровского, причём последняя «временами источает благоухание, на ней появляется свежие капельки, они разбросаны беспорядочно по всей иконе, словно росинки…» А ведь празднование Жировицкому образу совершается 20 мая – это третий день по смерти матушки, день, когда и хоронят усопшего! А сам день смерти – 18 мая – это праздник иконы «Неупиваемая Чаша». Теперь Сама Владычица, призрев на матушкины труды, изливает на обитель, по слову акафиста, благодать «от неупиваемой чаши Своих Божественных Дарований». И я перечитывала письмо с твердой верой в то, что матушка Там, на Небесах, сейчас находится перед престолом Всевышнего, Который в награду за многотрудный и многоболезненный жизненный путь принимает ее молитвенные ходатайства за нас, грешных.
Светлая тебе память, дорогая матушка Серафима! |