"Дорогие братья и сестры! О чем говорит нам сегодняшний праздник? Чему учит нас? К чему призывает?
Богородица поднялась по ступеням Иерусалимского храма Сама, без помощи взрослых, потому что чистая душа привела Ее к Богу. Спросим же себя: а на какой ступени храма стоим мы? Или мы только подходим к нему? Стараемся ли восходить к Богу? Очищаем ли душу покаянием, освящаемся ли Святыми Христовыми Тайнами, помогаем ли ближним?
Я говорю сейчас о той духовной высоте, той святости, к которой каждый из нас, верующих людей, призван. Мы должны подниматься по лестнице духовного совершенствования с первой ступени, на которую мы были поставлены в таинстве Крещения, все выше и выше, к тому самому совершенству, именуемому Святая Святых. "
Об этом говорил архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим 4 декабря на престольном празднике Введенского храма села Межадор.
После Божественной литургии в сослужении секретаря Епархии архимандрита Филиппа (Филиппова), настоятеля храма протоиерея Виталия Морозова, благочинного Центрального Сыктывкарского Церковного округа протоиерея Феодора Федько, благочинного Сыктывкарского Эжвинского церковного округа протоиерея Владимира Дунайчика Владыка поблагодарил прихожан за соборную молитву, поздравил всех с двунадесятым праздником и обратился ко всем со словами проповеди.
Как известно, в Православной церкви 12 главных праздников, называемых двунадесятыми. Один из них – Введение во храм Пресвятой Богородицы – стоит несколько особняком. Это единственный праздник, не имеющий подтвержденной исторической основы.Остальные праздники имеют своим основанием Евангельские эпизоды (к примеру, Рождество, Крещение, Преображение) или, как в случае с Воздвижением Креста Господня, описанные историками события.
Введение во храм Пресвятой Богородицы в этом смысле выпадает из общего ряда. В Евангелии ничего не говорится об этом событии; на это имеется указание в апокрифических евангелиях, которые не во всем достоверны. Но об этом событии свидетельствует и Священное Предание, и о нем пишет такой очень критический богослов-исследователь, каким являлся святитель Григорий Нисский.
Иоаким и Анна были бесчадны. Они усердно молились и дали обет, что ребенок, который у них родится, будет посвящен Богу. У них-то и родилась девочка, которой суждено было стать Пресвятой Богородицей.
Когда ей исполнилось три года, родители, памятуя свой обет, отвели ее в Храм. Она сама поднялась по ступеням Храма, ее встретил там первосвященник и еще несколько священников, среди которых был Захария, отец Иоанна Крестителя. И ввели ее по наитию Духа во Святая Святых, куда раз в год входил только первосвященник. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до Успения. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».
В церковном Предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу, занималась рукоделием. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
|