Главная » 2017 » Ноябрь » 25 » Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе традиционных духовных ценностей
13:01
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе традиционных духовных ценностей

Резолюция

всероссийской научно-практической конференции

«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе традиционных духовных ценностей»

 

22 -23 ноября 2017 г. состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе традиционных духовных ценностей», проводимая в рамках региональных Рождественских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» (22 – 24 ноября 2017 г., г. Сыктывкар) (далее - конференция).

Конференция проведена в целях обсуждения актуальных вопросов духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях Республики Коми на основе отечественных духовных традиций.

Работа Конференции проходила по трем основным направлениям, а также проведены практико-ориентированные семинары: «Приоритетные направления и организация духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях», «Организация духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях: проблемы и перспективы» и «Особенности учебно-воспитательного процесса в кадетских классах», в которых приняли участие более ста педагогов и руководителей военно-патриотических клубов и кадетских классов.

В настоящее время нормативной базой воспитания подрастающего поколения России являются стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которые определяют приоритетную задачу Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, как такие как любовь к Отечеству, милосердие, трудолюбие, традиционная семья и другие, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

В конференции приняли участие руководители и педагоги образовательных организаций всех типов: классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, учителя-предметники, педагоги-организаторы, старшие вожатые, социальные педагоги, руководители и специалисты методических служб, специалисты Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Коми республиканского института развития образования, органов управления образованием, государственных и муниципальных учреждений для детей, представители Сыктывкарской епархии, научные работники, детских общественных организаций ЮНАРМИЯ и Российского движения школьников из большинства муниципальных образований Республики Коми, а также Остапенко Андрей Александрович, д.п.н., профессор ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», действительный член Российской академии социальных наук, главный редактор российского журнала «Педагогическая техника», член редакционно-экспертных советов или редколлегий российских журналов «Народное образование», Еремина Наталья Владимировна, к. п. н., старший преподаватель кафедры социально-педагогического образования ГБУДПО «Санкт-Петербургская академии постдипломного педагогического образования», педагоги и специалисты органов управления образованием Вологодской области, Анита Карловна Аболиня, научный сотрудник Комиссии по переводам Синода ЛПЦ, секретарь Совета по христианским делам г. Риги (Латвия) – всего более 200 человек.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в современной школе.

Участники секции обсудили актуальные вопросы развития системы патриотического и духовно-нравственного воспитания и детей, как стратегически важное направление деятельности педагогических коллективов общеобразовательных организаций.

Участники конференции отметили, что основанием воспитательной работы в школе являются традиционные российские духовные ценности, такие как любовь к Отечеству, милосердие, трудолюбие, традиционная семья и другие, формирование которых возможно лишь при плодотворном сотрудничестве образовательных организаций с широким кругом социокультурных организаций, в том числе традиционных религиозных организаций.

Одобрили представленный опыт работы региональных отделений ЮНАРМИИ и Российского движения школьников, отметив, что ценностной основой деятельности всех детских общественных объединений должна стать идея патриотизма и гражданственности на основе героических страниц истории и славы России, ее героев всех времен, в том числе, воинов-интернационалистов и наших современников. Большая роль здесь отводится центрам военно-патриотического воспитания и кадетским классам и школам. Участники республиканского семинара по вопросам развития кадетского движения выступили с предложением поддержать инициативу ректора Ухтинского государственного технического университета и создать кадетскую ассоциацию на его базе. Участники семинара отмечают необходимость поддержки кадетских классов со стороны Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, муниципальных органов управления образованием в целях решения острых вопросов кадрового и материального обеспечения кадетского образования, а Коми республиканскому институту развития образования продолжить методическое сопровождение педагогов кадетских классов.

Отметили, что достижение личностных результатов школьников должно быть основано на тесном сотрудничестве педагогов с родителями. Для привлечения родителей необходима продуманная система совместных дел (проекты и конференции по истории семьи, праздники, трудовые и палаточные лагеря, кинолектории и т.д.). Необходима планомерная и целенаправленная работа по повышению статуса и роли отцов.

Участники конференции заявляют, что дела, реализуемые в рамках программ воспитательной направленности в школах должны быть эмоционально окрашены, осмыслены педагогами и детьми, иметь событийный и деятельностный характер. Волонтерская работа по благоустройству родного села или города, работа в поисковом отряде, шефство над младшими, работа с архивными документами по истории своего края или семьи, подготовка концертов для родителей и учителей и другие формы активной деятельности должны быть в основе школьной воспитательной системы. Обилие мероприятий необходимо заменить событиями, формирующими неравнодушную, творческую, нравственную Личность.

  • высокую заинтересованность педагогов, которые работают в самых разных условиях и являют собой пример неравнодушия, ответственности и педагогического профессионализма в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения.

Системность и преемственность духовно-нравственного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Участник секции отмечают, что ведение в республике комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется в штатном режиме, выработана система нормативного и методического сопровождения курса и повышения квалификации педагогов, наработана база эффективных педагогических практик. В рамках действующего договора о сотрудничестве между Министерством образования и Сыктывкарской и Воркутинскими епархиями Сыктывкарская епархия выразила готовность продолжить поддержку школ, в которых реализуется модуль «Основы православной культуры» и закупить учебники.

В настоящее время в республике идет активный процесс формирования системы реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В настоящее время участники конференции отмечают, что данная предметная область реализуется не во всех школах или наполняется разным содержанием. Необходимо помнить, что предметная область должна быть логическим продолжением курса «Основы религиозных культур и светской этики» и формировать способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию[1].

В рамках секции были продемонстрированы педагогические приемы и практики учителей Республики Коми и Вологодской области, которые были одобрены участниками секции и рекомендованы для тиражирования.

Взаимодействие семьи и дошкольных образовательных организаций в духовно-нравственном воспитании детей. В ходе работы секции были представлены практики духовно-нравственного воспитания в детских садах: традиционные мероприятия и новые формы работы с воспитанниками, проектная деятельность педагогов, формы просветительской работы с родителями. Участники секции заслушали итоги работы республиканских опорно-методических площадок, работающих по теме «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» и одобрили их. Особенное внимание было уделено вопросам взаимодействия семьи и педагогов в рамках образовательного процесса. Участники отметили, что только в условиях партнерского взаимодействия родителей и педагогического коллектива можно воспитывать нравственно здоровую и развитую личность. Участники конференции рекомендуют обратить внимание на существующие положительные практики взаимодействия образовательных организаций и священства в целях оказания помощи семьям в вопросах духовно-нравственного воспитания. Участники конференции выразили благодарность Управлению дошкольного образования г. Сыктывкара за активную позицию и вклад в профессиональное развитие педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и просвещения родителей.

По итогам работы всех направлений конференции эксперта конференции Остапенко Андрей Александрович, д. п. н., профессор ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», действительный член Российской академии социальных наук выразил готовность издать специальные выпуски журналов «Воспитательная работа в школе» и «Сельская школа» издательского дома «Народное образование» для представления опыта педагогов Республики Коми в области духовно-нравственного воспитания на федеральном уровне.

Заслушав выступления основных докладчиков и обсудив предложения выступающих, участники конференции приняли следующую резолюцию:

Министерству образования, науки и молодёжной политики Республики Коми:

- Продолжить взаимодействие с Сыктывкарской и Воркутинской епархиями на основе Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования Республики Коми и Управлением Сыктывкарской и Воркутинской Епархий Русской Православной Церкви Московского Патриархата в целях реализации духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся в образовательных организациях всех уровней образования;

- Обеспечить дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания;

- Обеспечить распространение передовых практик духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся, расширение деятельности детских и молодежных организаций, клубов и объединений патриотической направленности, в рамках которых происходит нравственное становление молодежи.

 

Коми республиканскому институту развития образования:

- организовать реализацию модулей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по реализации духовно-нравственного воспитания в детских садах;

- организовать реализацию модулей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для классных руководителей, руководителей военно-патриотических клубов и кадетских классов;

- транслировать положительный опыт педагогов, реализующих предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в том числе через портал «Открытое образование Республики Коми» https://komiedu.ru/.

- в целях методического сопровождения процесса духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся создать банк полезных интернет-ресурсов в сфере духовно-нравственного воспитания для педагогических работников и обучающихся и разместить на портале «Открытое образование Республики Коми» https://komiedu.ru/;

- продолжить методическое сопровождение педагогов кадетских классов.

 

Муниципальным органам управления образованием:

- усилить ответственность за реализацию предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», опираясь на Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- взять на особый контроль повышения квалификации учителями курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- оказывать поддержку руководителям кадетских классов в целях решения острых вопросов кадрового и материального обеспечения кадетского образования;

- организовать возможность профессионального общения педагогов по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания в виде круглых столов и семинаров по обмену опытом на муниципальном уровне.

 

Образовательным организациям:

- принять меры к пополнению учебных фондов в области художественной и научно-

популярной литературой, содействующей духовно-нравственному развитию и воспитанию личности обучающихся;

- активнее осуществлять просветительскую работу среди родителей по вопросам воспитания детей на традиционных духовных ценностях - трудолюбии, послушании, милосердия, умеренности и других. Вести комплексную работу по повышению роли и авторитета мужчины-отца в семье;

- активно внедрять в практику работы своих педагогических коллективов материалы, размещенные в разделе «Лучшие практики» портала «Открытое образование Республики Коми» https://komiedu.ru/;

- активизировать работу методических объединений классных руководителей в целях повышения их профессиональной компетентности и методической поддержки.

- образовательным организациям рассмотреть возможность использования содержания УМК «Социокультурные истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, проф. РАЕН, г. Москва, А.В. Камкин, проф. Вологодского государственного университета) при разработке образовательных программ;

- поддержать инициативу ректора Ухтинского государственного технического университета и создать кадетскую ассоциацию на его базе.

 

[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. n 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Просмотров: 537 | Добавил: fakultet | Рейтинг: 5.0/1