«Круглый стол» на тему «Этические проблемы современной медицины: уроки столетия (акушерство и гинекология)» прошел 2 ноября в рамках Рождественских чтений в Коми республиканской академии госслужбы и управления. Как сообщает информационное агентство «Комиинформ», священнослужители и представители медицинской ассоциации обменялись мнениями о морально-этических аспектах, возникающих в связи с использованием таких методов как ЭКО, суррогатное материнство и донорство.
Модератором встречи выступил секретарь Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии, руководитель медицинского отдела, кандидат медицинских наук архимандрит Филипп (Филиппов).
По его словам, достаточно большое количество людей пользуется репродуктивными технологиями, однако есть проблемы этического характера и с ними невозможно не считаться. В докладе он затронул вопросы эктракорпорального оплодотворения (ЭКО).
«Что касается процедуры ЭКО, то есть целый ряд аспектов, который смущает Русскую Православную Церковь, — пояснил он. – В частности, использование донорской спермы расценивается нами как измена и разрушение брачных уз. В результате использования метода ЭКО нарушается процесс зачатия, который изначально был благословлен Господом для продолжения рода человеческого. Как эндокринологу мне часто приходится сталкиваться с женщинами, которые готовятся к ЭКО и каждый раз, готовя документы о гормональном статусе пациентки, я испытываю внутреннее сомнение».
Священнослужитель продолжил, что еще один метод — суррогатное материнство – разрушает ценность брака, поскольку появляется некий третий человек, который также претендует на потомство супружеской пары. А после рождения ребенка возникает целый ряд нравственно-этических вопросов. Причем не только у взрослых, но и у ребенка, который впоследствии может решить, что настоящим родителем является родившая его женщина, а не супруги, прибегнувшие к репродуктивным технологиям.
Огромное количество вопросов у священнослужителей вызывает и законодательно не закрепленный в России статус эмбриона.
«Главный вопрос, на который у общественности пока нет однозначного ответа, звучит так: когда все-таки начинается жизнь? По нашему мнению, с момента образования эмбриона. По этой причине православное духовенство выступает против целого ряда манипуляций с эмбрионами на любой стадии их развития. В частности, сейчас, помимо процедур, предусмотренных протоколом ЭКО, разрешено проводить некие «эксперименты» под предлогом медицинских нужд. Мы против этого.
Мы также выступаем против криоконсервации (замораживания) уже оплодотворенных яйцеклеток. По сути, замораживается живой человек, что недопустимо. Мы также негативно относимся к коммерциализации ЭКО. Само появление денежных отношений в этом вопросе преступает все этические и нравственные нормы, которые только существуют в обществе. По нашему мнению, все процедуры должны быть бесплатными», — высказался руководитель медицинского отдела Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии.
Священнослужители считают, что вопиющей является и услуга по выбору пола и последующее уничтожение ненужного эмбриона. Позиция церкви в этом вопросе проста: выбор пола определяет Господь, вмешиваться в Божий промысел неразумно и крайне опасно. А манипуляции, которые позволяют себе медики, граничат с евгеникой (учение о селекции).
«Опасность таится и в том, что в России суррогатное материнство может быть использовано в однополых браках, что является вопиющим нарушением православных семейных традиций. Скоро нам будут показывать ток-шоу, где дети будут искать биологических матерей. Это время не за горами. Любые манипуляции в области репродуктивных технологий чреваты последствиями в будущем, – предрек отец Филипп. — Что касается вопроса абортов, то Патриарх Кирилл сначала предложил исключить из ОМС производство абортов. Его предложение не нашло отклика, после чего Патриарх занял еще более жесткую позицию – полный запрет абортов, и его в этом поддерживают традиционные конфессии – ислам и католицизм».
Участник «круглого стола», председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, эксперт комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ, иеромонах Димитрий (Першин) отметил, что важны не только успехи медицинского вмешательства, но и цена, которую придется в будущем заплатить за это.
«Где границы того, что приемлемо, а что неприемлемо? – задался он вопросом. – Сейчас ни одна манипуляция медицинского характера невозможна без информированного согласия, а ведь мы не можем у ребенка спросить, мы просто ставим его перед фактом. Не секрет, что эффективность ЭКО невелика. Если процедура прошла неудачно, возникает необходимость повтора со всеми вытекающими последствиями. Негативные последствия в результате репродуктивных технологий возможны и для женщины, и для мужчины, и для ребенка и даже для общества».
Эксперт предложил пойти по пути Италии, где, к примеру, действуют четкие правила в отношении процедуры ЭКО. В частности, процедура разрешена только супружеским парам, медики могут использовать только три эмбриона для подсадки, для создания эмбриона используются только родительские клетки и эмбрион подсаживают только матери.
Главный врач «Коми республиканского перинатального центра» Ольга Лебедева обратила внимание участников дискуссии на тот факт, что технология ЭКО постоянно совершенствуется. По ее словам, на другой чаше весов – рождение 20 тысяч детей в России в 2015-ом с помощью ЭКО.
Парируя оппонентам, он объяснила, что работать только с тремя эмбрионами достаточно рискованно, поскольку неизвестно, все ли они будут развиваться должным образом. Вызывающий у священнослужителей негативную реакцию метод криоконсервации используется нечасто: не так много эмбрионов остается для заморозки после процедуры ЭКО.
«Эта технология приносит счастье в семьи, в которых после долгих лет ожидания появляются дети, — постаралась примирить стороны О. Лебедева. – Доказательством тому служат фотографии, которые благодарные пациенты приносят в наш центр. Удивительно, что после процедуры ЭКО в организме женщины вдруг что-то такое происходит и наступает естественное зачатие. Что касается суррогатного материнства, то зачастую для некоторых пар — это единственный способ обрести ребенка»
Главврач также уточнила, что медики не проводят селекции эмбрионов по полу. К выбору пола прибегают только при тяжелых наследственных заболеваниях.
Источник: Колокол Севера и Комиинформ |