группы вконтакте

Поиск

_

календарь

Полезные ссылки

Цвет рамки

Календарь

«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

19:47
«Крещается Христос, и восходит от воды…» 19 января — Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Каждое время года освящается в Православии праздником. Весна приходит к нам под звон пасхальных колоколов, лето зеленеет Троицкой яркой березовой листвой, осенью рождается Пресвятая Богородица, укрывающая нас Своим Покровом. А сумрачные дни зимы освещены и освящены светом Рождественской звезды, которая отражается в Крещенских источниках.

Даже в советское время люди помнили об этих праздниках, хотя представление о них было не всегда верным. Такая участь не обошла и праздник Богоявления, который, судя по многочисленным публикациям в СМИ, давно оброс массой суеверий и несвойственными ему смыслами. Что же это в действительности за праздник? И почему у него два названия?

Относясь к одному дню, слова «Крещение» и «Богоявление» выражают разные грани единого целого. Первое название говорит об омовении Господа на Иордане, а второе возвещает о том, что Бог явился людям во плоти и стал истинным Человеком.

Главную мысль, которую Церковь положила в основу праздника Богоявления, очень ярко выразил апостол Иоанн Богослов: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (Ин. 1: 14). То есть Богоявление — это торжество людей, к которым пришел их Бог и Создатель. В принципе, ту же идею заключают в себе и все другие христианские праздники, однако именно Богоявление в своих литургических текстах наиболее полно доносит до нас эту мысль: Тот, Кто создал всю вселенную, Кто повелевает стихиями, Кому подвластны ангелы и демоны, смиряет Себя до уровня простого Сына Человеческого, принимает нашу природу, подчиняет Себя законам материального мира и в конечном итоге погружается в воды Иордана.

Но зачем в Иордан погружался Христос? Ведь Он безгрешен, а Иоанново омовение было символом покаяния и веры в грядущего Мессию. Иисус лично не нуждался в таком омовении, но Он все-таки совершил обряд, и Церковь усматривает в этом поступке Спасителя очень глубокий смысл.

Прежде всего, погружением в реку наравне с другими кающимися Христос показывает, что добровольно и всецело подчиняет Себя всем условиям падшего мира. А раз грешники должны были пройти очистительный ритуал во имя Того, Кто искупит их грехи, то и Сам Искупитель проходит этот же обряд, чтобы подчеркнуть связь между Ним и теми, кто в Него верует. Иисусу нужно чтить закон и почитать пророков.

Своим омовением Иисус исполнил последнюю заповедь Ветхого Завета, и одновременно – освятил грядущее новозаветное Таинство Крещения. Теперь всякий, над кем оно совершается, незримыми ниточками соединен с Богом, Который пришел в мир ради спасения каждого из нас.

Почему именно воду избрал Христос? А не песок, например, которого на Востоке намного больше, чем воды? Потому что это как раз то вещество, без которого немыслима сама биологическая жизнь. Это первоэлемент всего земной жизни. Например, посылая космические аппараты на другие планеты, ученые ищут в первую очередь воду в любом ее виде. Она всегда была символом жизни и чистоты, и неудивительно, что Христос освящает вещественный мир через воду, а не каким-либо иным способом.

Итак, Безгрешный вошел в воду и, как говорит апостол Лука, молился. И по молитве Его произошло то, что мы празднуем: «Троицы явление на Иордане бысть». Бог истинный явился как Троица. А Иисус из Назарета явился как Христос. Отец проявил Себя голосом. Сын стоял в воде иорданской. Дух сошел на смиренное Слово в виде голубя.

Давайте же зайдем в день Богоявления Господня в наш Покровский храм и склонимся в благоговении перед иконой, которая находится на центральном аналое. Что увидим мы на ней?

Икона Крещения Господня содержит очень мало подробностей, акцентируя внимание на главном. В центре иконописец изображает Иордан, в котором по колени (иногда – по пояс или по грудь) стоит Христос. Возле Спасителя на берегу стоит Иоанн и правой рукой льет на голову Христа зачерпнутую ладонью воду. Над Спасителем или рядом с Ним часто изображаются ангелы как символ духовного мира. Еще выше размещается одна из ключевых деталей – отверстое небо (в виде темно-синего полукруга в мелких звездах) и исходящий от него луч. Он касается головы Спасителя, а в самом луче изображается голубь как символ Святого Духа, сошедшего на Христа. Бога Отца символизируют луч и небо. Иногда луч подписывается евангельскими словами: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Нем же Мое благоволение». Еще важная деталь: в воде иногда изображается темный человечек со страшной гримасой. Это – сатана, которого Своим погружением Христос изгоняет из воды, а потом Своей смертью победит окончательно.

Давайте вслушаемся сегодня в слова, произнесенные настоятелем Покровского храма протоиереем Феодором Федько на проповеди после Божественной литургии и чина Великого освящения воды: «Иисуса, явившего, что Он есть Христос, возлюбим всем сердцем и всем помышлением. Богу, Который показал над Иорданскими водами, что Он есть Троица, поклонимся с верой и смирением. Пророку, Предтече и Крестителю Христову Иоанну, призвавшему к покаянию, принесем молитву благодарения».

Сегодняшний праздник явления Бога людям не должен оставить в стороне никого. Поэтому после службы протоиерей Феодор Федько посетил подопечных Тентюковского дома-интерната для престарелых инвалидов, которые смогли  помолиться на великом освящении воды. Батюшка прошел по палатам и окропил всех святой водой. Радость о пришествии в мир Спасителя не должна обойти ни одного человека, тем более одинокого и болящего, который как никто нуждается в заботе и тепле общения и молитвы.

По обычаю, праздник вышел из стен храмов и выплеснулся на берега рек, на которых были вырублены и освящены иордани — проруби в виде креста. 19 января Владыка Питирим освятил иордань на реке Сысоле, а всего по республике было освящено 42 проруби.

Тропарь Богоявления

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Елена ОРЕХОВА

Источник: http://sykcentr-okrug.ru/крещается-христос-и-восходит-от-воды/

 

 

 

 

Просмотров: 146 | Добавил: fakultet | Рейтинг: 0.0/0